Главная » Диагностика детей

Диагностика дефектолога в детском саду

Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179 города Краснодара с группой «Особый ребенок».


Мы должны стремиться не корректировать дефект, а работать с ребенком, который имеет дефект. Изучать ребенка, воспитывать и обучать .

Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, обычно отвергаемые нашим циничным временем, то это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, - сегодня и всегда самый востребованный из педагогов.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Настоящий дефектолог должен видеть ребенка, а не дефект. Он должен суметь помешать ему уйти в себя - это называется фиксация на дефекте. Он должен уметь увидеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Этот специалист начинает работать с ребенком с самого раннего детства. Если логопед начинает с 5 лет, дефектолог - с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке. Эти же специалисты смогут оказать необходимую помощь детям, у которых нет физиологических недостатков, но есть психологические проблемы из-за, говоря языком педагогов, педагогической запущенности. Причем этих проблем, хотя и разных, хватает как в неблагополучных, так и во вполне благополучных и обеспеченных семьях.
Такие специалисты как воздух нужны частным школам и детским садам, коррекционным и реабилитационным центрам. Так и наш детский сад не обходится без квалифицированной помощи учителей-дефектологов. На базе нашего дошкольного учреждения есть группы две группы с задержкой психического развития и группа Особый ребенок .

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются дети с нарушениями интеллекта. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей. Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. В нашей программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел Социальное развитие , который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в Диагностическую карту . На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта . Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения.

Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

  • базисные компоненты коррекционного обучения;
  • содержание коррекционной работы вне занятий;
  • распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.

Моя задача как дефектолога – обучить детей способами действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без участников коррекционно-педагогического процесса: врача-педиатра, психиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, медсестры, воспитателей, родителей.
Учитель-дефектолог: Дударева Наталья Александровна
МБДОУ МО Детский сад №179

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:



2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Основные задачи в работе дефектолога в детском саду

Правильное развитие ребенка основывается не только на стандартных процедурах, которые включают изучение умения общаться со сверстниками, развитие познавательной деятельности, мелкой моторики, но и коррекцию нарушений в развитии зрительно-моторной координации и сенсорного развития в случае необходимости. Дефектология является наукой, которая совмещает в себе психологию, медицину и педагогику. В широком понятии учитель дефектолог в детском саду является тем специалистом, основные задачи работы которого заключаются в изучении, воспитании, обучении и социализации детей, имеющих какие-то отклонения в развитии. Другими словами, это педагог, выполняющий функции корректора.

Работа дефектолога в детском саду заключается сразу в нескольких задачах, однако главной из них можно назвать возможность раннего выявления группы детей. которые отличаются особенностями развития познавательной деятельности. То есть, это снижение памяти у детей, нарушение сенсомоторного развития и концентрации внимания, а также слишком замедленный темп мыслительной деятельности. В некоторых случаях педагог дефектолог работает с теми детьми, которые отличаются задержкой психического развития. К таким проблемам можно отнести личностную незрелость, пограничную форму интеллектуальной недостаточности, синдром временного отставания как психики в целом, так и каких-то ее определенных функций.

Многие родители пугаются такого диагноза, однако на самом деле он не является клинической формой и чаще всего такое развитие ребенка поддается коррекции в результате правильной работы дефектолога. На языке специалистов задержка психического развития представляет собой нестойкое обратимое нарушение в психическом развитии ребенка или же его замедление. Выражается чаще всего такой диагноз в ограниченности знаний у ребенка на определенный возраст в соответствии с нормами, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и малой интеллектуальной целенаправленности.

Работа дефектолога в детском саду заключается в повышении познавательной активности детей, развитии основных психических процессов воображения, любознательности, памяти, внимания и мышления, а также в развитии и стимуляции коммуникативной деятельности детей. Что касается документации дефектолога в детском саду, то к ней относится не только стандартный план работ, который состоит из тетрадей преемственности в работе и взаимодействия с педагогами, аналитического отчета по работе за определенный период времени, но и эволюционные карты развития каждого ребенка. Протоколы первичного обследования, образцы выполнения диагностических заданий и перспективный план работы специалиста.

Чем занимается учитель-дефектолог в детском саду?

Ведущим специалистом в дошкольных группах для детей с задержкой психического развития является учитель-дефектолог. Чем же занимается этот педагог, каковы его функции? Учитель-дефектолог – это специалист с высшим дефектологическим образованием, грамотно владеющий различными методиками диагностики, обучения и развития детей, которые имеют задержку в развитии. Педагог имеет знания не только по дошкольной педагогике и психологии, но и по основам медицины. Он понимает механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие ребенка и видит возможность для их компенсации.

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Основные формы работы дефектолога. подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Главная задача дефектолога – определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребенка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.

Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

Функции дефектолога в детском саду.

1. Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомится с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.

2. Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

3. Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций.

В начале учебного года учитель-дефектолог проводит подробное обследование каждого ребенка. Дефектолог делит детей на подгруппы с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с учебным планом.

Все занятия, которые проводит педагог – комплексные. На них решаются как образовательные, так и коррекционно-развивающие задачи.На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Дефектолог владеет методиками коррекции и развития детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным развитием. Нередки случаи, когда дошкольники с нормальным развитием имеют моторную неловкость, особеннности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог, конечно же, может помочь в решении этих проблем. Педагог подскажет родителям, как развивать способности ребенка, какая нагрузка необходима малышу, как расширить словарный запас, научится владеть собственной речью и выражать свои мысли.

Опытный дефектолог способен быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий.

Важно знать! Проводимые занятия с учителем-дефектологом одновременно требуют постоянной и целенаправленной совместной работы педагога и родителей. Поскольку ребенок проводит всё свое время в семье, а с дефектологом лишь незначительное количество часов.

Именно поэтому консультирование родителей и обучение их приемам, способствующим нормальному развитию ребенка, является также неотъемлемой частью работы дефектолога, что помогает успешно достичь желаемого результата в более короткие сроки.

Дорогие родители, вы должны понимать, что дефектолог может сделать очень много для вашего ребенка, но он не сможет заменить ему вас в повседневной жизни.

Источники: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3134, http://stranadetstva.ru/osnovnye-zadachi-v-rabote-defektologa-v-detskom-sadu, http://ryabinushka.org.ru/index.php/component/content/article/88-stranichka-defektologa/99-chem-zanimaetsya-uchitel-defektolog-v-detskom-sadu

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения