Главная » Диагностика детей

Диагностика речи детей 4 5 лет

Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.

1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального

назначения предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,

«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?

Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?

Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?

Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?

Чем будешь резать бумагу?

Что возьмёшь на улицу, если пойдёт дождь? »

2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-

ласкательной формы существительных.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Отмечается: понимание обращённой речи - в полном объёме, на

бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,

близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.) .

2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый

гласный из звукового ряда.

Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).

Взрослый за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

3. Игра «Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение

воспроизвести слоговые ряды в заданной

Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:

па-ба ___ та-да___ ка-га ___

Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

1. Обобщение предметов по темам:

2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие

Взрослый предлагает закончить фразу:

«Слон большой, а комар …. (маленький) .

У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие) .

Дерево высокое, а куст …. (низкий) .

Лев смелый, а заяц … (трусливый) .

Дедушка старый, а внук …. (молодой) .

Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность

Стук ___ Фантик ___ Помидоры___

Посуда ___ Капуста___ Тропинка___

Кастрюля ___ Черепаха ___

Корабль ___ Тюльпан ___

- Слоговая структура не нарушена.

- Негрубые дефекты слоговой структуры.

- Нарушение слоговой структуры слов:

* парафазии (замены звуков, слогов) ;

* элизии (пропуски звуков, слогов) ;

* персеверации (циклическое повторение) ;

* перестановки звуков, слогов;

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими) .

Задание на обследование уровня развития активной речи.

Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.

Взрослый предлагает послушать рассказ и пересказать его: «У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые».

Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития, не сформирована.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.

1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки.

Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___

2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во

Дом ___ Книга ___

3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.

Кошка пушистая и котёнок у неё (какой). … .;

лиса рыжая и лисёнок у неё (какой) …. ;

зайчиха серая и зайчонок у неё (какой) … ;

собака чёрная и щенок у неё (какой) … .

4. Назови ласково. Проверяется сформированность умения образовывать

имена сущ. с уменьшительно-ласкательным

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького

«Назови предметы ласково».

Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы !

Сегодня в выпуске:

  1. Методики обследования речи дошкольников.
  2. Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить .
  3. Логопедические занятия через программу Skype.

Методики обследования речи дошкольников

На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения ), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, #8470;3, 2001(ссылка )

2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников .

Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )

3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .

4. Нейропсихологическая диагностика речи

О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

5. Классическая логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )

6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

Для специалистов можно порекомендовать следующие:

  • Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
  • Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В. Домнина О.В.

Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

  • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
  • Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.

Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.

А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)

Игра Пальчики учатся говорить

Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.

Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных ). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово . Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

Логопедическое обследование через Internet

В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте Логопедические Программы .

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте Логопедические Программы .

Книга: Романович О. А. Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4–5 лет

Пособие предназначено для проведения психо-речевого обследования детей, начиная с трёхлетнего возраста. Его цель — помочь заинтересованным родителям, специалистам, разобраться, нет ли отклонений в речевом и психическом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребёнка и психические процессы. Просто общаясь и играя с ребёнком, при проведении обследования можно определить его отставание в речевом и психическом развитии уже в раннем возрасте, или, напротив, убедиться, что малыш развивается совершенно нормально или даже с опережением нормы. Ведь чем раньше удастся выявить отклонения ребёнка от нормы, тем легче будет избежать более серьёзных проблем в будущем.
Данное обследование также позволит каждому из взрослых (прежде всего специалистов), участвующих в воспитании и обучении ребенка, получить целостное представление о его психо-речевом развитии, успехах или отсутствии динамики при приведении коррекционной работы, согласовать и, если необходимо, в процессе коррекционной работы изменить психолого-педагогические воздействия. Оно даёт возможность изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи и задержкой психического развития.
Методический комплект предназначен для дефектологов, логопедов и воспитателей специализированных детских садов, методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей.

Содержание:

Психоречевая диагностика ребенка 4-5 лет в ДОУ компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. 3 Методический комплект. 3 Введение. 3 Карта психо-речевого развития ребёнка 4-5 лет. 10 Диагностическое обследование развития психофизических процессов детей. 29 Диагностическое обследование мышления детей. 30 Диагностическое обследование памяти и внимания детей. 31 Диагностическое обследование восприятия детей. 32 Диагностическое обследование детей средней группы по развитию речи. 33 Диагностическое обследование детей средней группы формирования словаря. 34 Диагностическое обследование детей средней группы грамматического строя речи. 35 Диагностическое обследование детей средней группы фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа. 36 Диагностическое обследование детей средней группы связной речи. 37 Наглядный материал для обследования психофизических процессов у детей 4-5 лет. 38 Обследование психофизических процессов. 38 Обследование речи (тестирование). 57 Импрессивная речь. 57 Слоговая структура слова. 66 Фонематический слух. 67 Языковой анализ и синтез. 69 Лексика. 72 Грамматический строй. 79 Словообразование. 82 Связная речь. 83 Картинный материал для обследования звукопроизношения. 88

Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС (2013)

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/obsledovanie-rechevogo-razvitija-reb-nka-4-5-let.html, http://subscribe.ru/archive/home.children.logoprog/201102/25203627.html, http://books.academic.ru/book.nsf/63497063/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2+%D0%B8+%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9+4%E2%80%935+%D0%BB%D0%B5%D1%82

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения