Главная » Диагностика детей

Диагностика сенсорного развития детей 2 3 лет

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Способности маленьких детей воспринимать окружающие их предметы при помощи органов чувств начинают формироваться с самых первых дней жизни. Именно благодаря этим умениям малыши определяют, каким цветом, размером и другими характеристиками обладает та или иная вещь. Все это очень важно для полноценного и разностороннего развития деток и значительно облегчает их общение с другими людьми, в том числе со взрослыми и своими сверстниками.

В данной статье мы расскажем вам, какие критерии применяются для оценки и диагностики сенсорного развития детей 2-3 лет и какие упражнения могут помочь ребенку правильно использовать свои органы чувств.

Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года

При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:

  • выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
  • нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
  • сортировка предметов по различным характеристикам;
  • определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
  • обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
  • подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.

Занятия для сенсорного развития ребенка в 2-3 года

Чтобы сенсорные способности малыша развивались соответственно его возрасту, необходимо уделять внимание дидактическим и ролевым играм, в которых ребенок осваивает всевозможные манипуляции с предметами и учится самостоятельно определять весь спектр их характеристик.

В процессе подобных занятий не только улучшается способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев, в результате чего стремительно расширяется словарный запас. Одними из самых эффективных и доступных игр, способствующих сенсорному развитию, для крошек в возрасте 2-3 года являются следующие:

  • составление пазлов из 4-9 деталей;
  • игры с деревянными вкладышами и конструкторами;
  • складывание узоров из простых геометрических фигур;
  • поиск предметов по силуэту;
  • собирание пирамидки;
  • изучение понятий «один» и «много» с использованием ярких картинок или игрушек;
  • веселые и заводные танцы под музыку.

Консультации для воспитателей

Педагогический мониторинг сенсорно-моторного развития детей.

Автор: Штанова Елена Викторовна. воспитатель, Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области Муромский дом ребенка специализированный Владимирская область, город Муром.

Содержание комплексного изучения сенсорно-моторного развитиядетей раннего возраста.

Показатели для исследования зрительного восприятия :

- зрительное сосредоточение (удержание в поле зрения неподвижного объекта. лица взрослого, игрушки);

- плавное прослеживание движущегося оптического объекта ;

- узнавание и различение близких и чужих людей ;

- рассматривание людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся
в поле зрения ;

- произвольное переключение взора с одного предмета на другой;

- зрительное изучение окружающего. рассматривание, узнавание предметов, расположенных в разных местах, удаленных на расстояние ;

- узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу ;

- дифференциация игрушек и однопредметных картинок ( сличение предметов, игрушек с их изображением ) – с 1,5 лет ;

- рассматривание и узнавание предметов, игрушек на предметных и сюжетных картинках – 1,5 лет;

- соотнесение (сличение) предметов по цвету, форме, величине (с 1,5 лет) ;

- различение (выделение по слову) предметов по цвету, форме, величине (с 2 лет) ;

- знание и называние цвета, формы, величины предметов (с 2 – 2,5 лет).

Показатели для исследования слухового восприятия :

- ориентировочно-поисковая реакция (ищущие повороты головы) на звуковые раздражители, голос и речь взрослого ;

- локализация звука в пространстве (поворот головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение) ;

- дифференциация тембровой окраски и интонации голоса близких и чужих людей ;

- узнавание своего имени (дифференциация своего и чужого имени) ;

- различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого, различное реагирование на них ;

- различение характера мелодии (веселой, грустной, тихой и громкой) ;

- воспроизведение в голосовых реакциях звуков и слогов родного языка ;

- слуховое внимание на речь взрослого.

Показатели для исследования функциональных
возможностей кистей и пальцев рук :

- направление руки к предмету ;

- захват предмета, его удержание в руке ;

- произвольное отпускание предмета ;

- простейшие манипуляции с предметами ;

- свободное манипулирование предметами ;

- дифференцированные движения пальцев рук ;

- выделение ведущей руки ( правая / левая ).

Диагностика сенсорно-моторного развития ребенкаот 1,6-2 лет.

Дифференцировка
геометрических форм.
Используется доска с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Вынув все 3 фигуры предложить ребенку найти место на доске для каждой фигуры, если у ребенка не получается, помочь ему. Далее, вложив все фигуры, вновь вынуть их из отвер-стий и предложить ребенку самостоятельно выполнить задание.

Ребенок правильно дифференцирует формы, что указывает на сформированность зрительного восприятия формы, способности устанавливать сходства и различия.

Ребенок делает много проб, это указывает на недоразвитие ориентировочной основы действия, внимания, затруд-няющую правильную дифференцировку форм.

Дифференцировка величины.
(тест с пирамидкой).
Успешное выполнение этого задания демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целенаправленных действий
.

Ребенок справляется с этим заданием методом проб и ошибок, он может перепутать верхние и нижние кольцо.

Ребенок затрудняется выполнить задание, что указывает на недоразвитие целенаправленности действий, трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий.

Развитие моторики.
Дать ребенку карандаш и предложить повторить после показа рисунок вертикальной и горизон-тальной линий, и круга. Можно предложить ребенку скопировать изображение с образца.

Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных и горизонтальных, круглых линий и круга.

Затруднено копирование линий, линии нечеткие,
Вертикальные линии ребенок копирует лучше, чем горизонтальные, не соблюдает пропорции, может рисовать вертикальную линию за пределами листа бумаги.

Диагностика сенсорно-моторного развития детейот 2,5 лет до 3 лет.

КПР – 100 Нормальное нервно-психическое развитие.
Анкета
БЕРЕМЕННОСТЬ: нормальная
ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет
РОДЫ: Нормальные
ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное
СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):
МАТЬ: Здорова
ОТЕЦ: Здоров
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы
ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная
ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:
У МАТЕРИ: Нет
У ОТЦА: Нет
ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

Основные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.
От 2-х лет до 2-х лет 6 мес.

  1. Расширяется понимание смыслового содержания речи. Ребенок понимает будущее, прошедшее (если это было в его опыте).
  2. Появляются вопросы: где, почему, куда.
  3. Легко повторяет услышанные фразы.
  4. Предложения становятся многословными, хотя грамматически еще не совсем правильными.
  5. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми.
  6. Понимает рассказ без сопровождения иллюстрациями.
  7. Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
  8. Легко воспроизводит в игре ряд последовательных, связанных между собой, часто наблюдаемых действий (сюжетная игра).
  9. В своих действиях правильно ориентируется на форму, величины и цвет предметов.
  10. Начало конструктивной деятельности.
  11. В игре объединяются 2-3 ребенка.
  12. Проходит вверх по наклонной доске шириной 20 см. длиной 1,5-2 м. приподнятой одним концом от пола на 25-30 см. и сходит с нее.
  13. Входит на табурет 4-х40 см (или скамейку) высотой 20 см от пола и сходит с нее.
  14. Перешагивает через палку или веревочку, горизонтально приподнятую над полом на 20-30 см.
  15. Влезает на гимнастическую стенку высотой 1,5 м. И слезает с нее приставным шагом.
  16. Бросает одной рукой попеременно малые мячи диаметром 40 см в горизонтальную щель на расстоянии 80-100 см. (на уровне груди).
  17. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  18. Ест аккуратно.

От 2-х лет 6 мес до 3 лет

  1. Легко запоминают стихи и песенки.
  2. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.
  3. Словарь состоит из 1200-1500 слов.
  4. Говорит придаточными предложениями, хотя грамматически не всегда правильно.
  5. Появляются вопросы: зачем, когда.
  6. Произносит правильно все звуки, кроме Р, Л. и шипящих.
  7. Речь эмоционально выразительная.
  8. В сюжетной игре легко отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливает взаимосвязь и последовательность действий.
  9. В игре предметами придает воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.
  10. Появляются элементы ролевой игры.
  11. Начало изобразительной деятельности.
  12. Знает и называет четыре основных цвета.
  13. Имеет понятие о количестве предметов (один, два, много, меньше, больше).
  14. Проходит вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м. Приподнятой одним концом от пола на 30 –35 см и сходит по ней до конца доски.
  15. Входит на табурет площадью40х40, высотой 25 см и сходит с него.
  16. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см.
  17. Проходит горизонтально по доске шириной 15 см. приподнятой от пола на 30-35 см.
  18. Влезает на стремянку высотой 165 м. и слезает с нее приставным или чередующимся шагом.
  19. Бросает одной рукой попеременно малые мячи в вертикально расположенную цель (обруч диаметром 50-60 см.), находящуюся на высоте от пола (на уровне глаз ребенка). Расстояние 100-125 см.
  20. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.
  21. Может согласовывать свои движения с движениями других детей. Например, ходит парами, в общем кругу, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши.
  22. Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала (переходит от быстрого бега к ходьбе под музыку), резко повернуть назад при приближении того, кто хочет поймать его, по слову перейти от одного движения к другому.
  23. Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
  24. Одеваться самостоятельно, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  25. Моет руки перед едой без напоминания.
  26. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  27. Благодарит после еды без напоминания.

Хотя данные показатели не охватывают всего развития и поведения детей данного возраста, однако в них включены те, которые характеризуют основные показатели развития ребенка и имеют наибольшее значение для работы по его воспитанию. Данные нервно-психического развития детей заносятся в специальную схему. В данную схему вносятся показатели развития детей.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

Источники: http://womanadvice.ru/sensornoe-razvitie-detey-2-3-let, http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2649.html, http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/32-diagnostika-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej/540-psixodiagnostika-rannego-detstva-chast-5

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения