Главная » Диагностика детей

Диагностика трудовых умений и навыков у детей

Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела Трудовое воспитание является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой Детство.

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1.Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2.Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3.Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4.Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5.Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется Программой воспитания в детском саду, которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе Труд в природе выделяется подраздел Работа в уголке природы, а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

-подчеркивают общественную значимость труда;

-следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

-строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

-постепенно расширяют самостоятельность детей;

-создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

-направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием хозяйственно-бытовой труд: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, п�

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области ТРУД :

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области Труд

Развитие трудовой деятельности:

способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

Развитие трудовой деятельности:

самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

знает, кем работают близкие люди.

Развитие трудовой деятельности:

самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду. с помощью взрослого приводит ее в порядок;

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

доводит начатое дело до конца;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

Развитие трудовой деятельности:

соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду. приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью ;

самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

может оценить результат своей работы;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Развитие трудовой деятельности:

самостоятельно ухаживает за одеждой. устраняет непорядок в своем внешнем виде;

умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

ответственно выполняет обязанности дежурного;

умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

оценивает результат своей работы;

испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников — страница 10

НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого

замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. Таблица 6 - Уровень сформированности отношения детей к ручному труду Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность

реализовать замысел Высокий 1 0 Средний 5 6 Низкий 0 0 Таблица 7 - Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста Ф.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения Отношение к труду Результативность труда Общение со сверстниками Общее кол-во баллов Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22 Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19 Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28 Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30 Шилин Иван 2 2

7 5 2 4 22 Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19 Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение). Таблица 8 - Результаты Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов) 0 4 2 Вывод: У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных. В старшей группе у

детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д. 2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали

качество работы, т.е. формировали самооценку. В ходе этого исследования мы определяли: хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы; каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне

Похожие работы

Источники: http://www.studsell.com/view/9398, http://multiurok.ru/daemvospitaniepravilno/blog/diagnostika-trudovykh-umienii-i-navykov-dietiei-doshkol-nogo-vozrasta.html, http://referat.ru/referat/analiz-i-diagnostika-trudovyh-umeniy-i-navykov-doshkolnikov-627460/10

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения