Главная » Диагностика детей

Программа диагностики ребенка доу

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ


Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно - волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации. ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении. на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга проблемную группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Коллеги! Работая над Образовательной программой ДОУ. я столкнулась с рядом проблем:

  • наше дошкольное учреждение работает не по одной программе
  • педагоги должны сами проводить диагностику
  • у рекомендованных программ нет диагностики, соответствующей требованиям ФГТ

Для того, чтобы решить эти проблемы, я проделала следующую работу:

  • Сделала электронный вариант диагностики (разработанный на все возрастные группы) к программе Васильевой, (к интегративному качеству Овладевший необходимыми умениями и навыками) и официально отрецензированный.
  • Это позволило дополнить её теми тестовыми заданиями, которые исследуют дополнительные умения и навыки, предусмотренные другими применяемыми Программами и методиками.
  • Кроме того, я разнесла этот материал по образовательным областям. Сразу скажу, что не все образовательные области представлены, да в этом и нет необходимости.- По рекомендациям Белой К.Ю. я составила таблицу Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы, для методкабинета на каждую возрастную группу, которая позволяет отслеживать процесс мониторинга и осуществлять индивидуальную работу с педагогами, планировать методическую работу в ДОУ с учётом потребностей педагогического коллектива.
  • Семинар по ФГТ дал мне материал на все возрастные группы по исследованию наличия того набора интегративных качеств, который необходимо исследовать в соответствии с современными требованиями.
  • Там же, на семинаре, Бурлакова И.А. (зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО “МГППУ”, к.псх.н), озвучила проблему необходимости исследования уровня развития психических процессов дошкольников. Эта диагностика была разработана мною (для использования в работе воспитателя) на все возрастные группы ещё в 1995 -1997 годах, на основе Психодиагностики Колмогоровой Л.С.(доктора пс.н. профессора), которая с успехом применялась все эти годы во многих ДОУ нашего города и зарекомендовала себя простой, удобной в использовании в условиях современного ДОУ. (Надо сказать, что ею пользовались и ДОУ компенсирующего вида, дополнив своими нюансами).

Предлагаемая система мониторинга направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребёнка в рамках реализации требований ФГТ. В результате вы получаете:

  1. Диагностику интегративных качеств (на каждую возрастную группу -Диагностические карты для заполнения + Оценочное приложение к системе мониторинга (для педагогов).
  2. Педагогическую диагностику психических процессов (на каждую возрастную группу -Диагностические карты для заполнения + Оценочное приложение к системе мониторинга (для педагогов).
  3. Диагностику по программе Васильевой, разобранную по образовательным областям (на каждую возрастную группу -Диагностические карты для заполнения + Оценочное приложение к системе мониторинга (для педагогов).
  4. Сводную карту показателей развития ребенка (заполняется на одного ребенка) на каждую возрастную группу
  5. В помощь методисту -для методкабинета, как инструмент поэтапного руководства и отчетности, выполненный в виде таблицы журнал Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы на каждую возрастную группу.

Каждое ДОУ, имея такую диагностику, может её подредактировать под себя, не зависимо от того, по какой программе работает -и получит уникальный личный комплект диагностики и красивые, аккуратные бланки не на один учебный год, а на каждый год, на многие годы. Уже более 15 дошкольных учреждений приобрели и используют в работе эту диагностику. Почитайте несколько отзывов.

На все ваши вопросы готова ответить по Skype: moya-schkola;

Заказ можно оформить как за наличные, так и по безналичному рассчёту.

тел:8(3852) 68-07-17; сот: 8-913-2154187.

Пусть диагностика станет для вас КЛЮЧОМ к решению
профессиональных задач, а не вечной головной болью!

Отзывы по диагностике


Люди, которые просматривали эту запись, интересовались также

Похожие материалы

Поделиться в соц. сетях

Работа психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ комбинированного вида

В нашем дошкольном учреждении 14 групп, 5 из них – логопедические, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк наблюдает психофизическое развитие детей, ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума (медперсонал ДОУ, педагог-психолог, учителя-логопеды) способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.

Предлагаем практический материал работы психолого-медико-педагогического консилиума нашего ДОУ: программу работы ПМПк, план работы ПМПк на учебный год, а также образец карты обследования и развития ребенка, разработанную специалистами ДОУ.

ПРОГРАММА работы ПМП консилиума

Работа с детьми
  1. Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
  2. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
  3. Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
  4. Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
  5. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
  6. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
  7. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Формирование логопедических групп.
  8. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
  9. Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
  10. Психопрофилактические мероприятия.
  11. Коррекция познавательной сферы.
  12. Психомоторное развитие.
  13. азработка и реализация программы работы с детьми с повышенными интеллектуальными и творческими способностями.
  14. Профилактические лечебные мероприятия.
Работа с воспитателями и педагогами дополнительного образования
  1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану МДОУ)
  2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
  3. Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года)
  4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
  5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
  6. Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.
  7. Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.
  8. Помощь в формировании творческих минигрупп детей по результатам диагностики и анкетирования.
  9. Работа с родителями
    1. Социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам); анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
    2. Индивидуальные рекомендации для родителей.
    3. Углубленная диагностика развития детей по запросам родителей.
    4. Просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний.
    5. Консультационная работа специалистов ПМПк.
    6. Оформление информации в группах.
    7. Создание родительского клуба.

    Источники: http://psiholog-ds.ucoz.ru/index/diagnosticheskaja_rabota/0-12, http://xn-----blcblgccpg3bnwnpy.xn--p1ai/predstavlenie-diagnosticheskih-mater/, http://festival.1september.ru/articles/569656/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения