Главная » Диагностика детей

Технологии диагностики детей с овз

Разработка инновационных технологий диагностики и коррекции нарушений развития у детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Разработка инновационных технологий диагностики и коррекции нарушений развития у детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста Научный руководитель: Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова Базовое учреждение: ГБОУ центр развития ребенка – детский сад № 1645 Учреждения сети ГБОУ центр развития ребенка – детский сад № 1537 ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 908 ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1019 ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1143 ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 112 ГБОУ детский сад комбинированного вида № 715 ГБОУ Начальная школа – детский сад № 1856

Приоритетное направление развития образования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья МОСКВА – ГОРОД ОБРАЗОВАНИЯ Ожидаемый результат: удовлетворение потребностей населения столицы в доступных и качественных услугах дошкольного образования Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 г.г.) «Развитие образования города Москвы» «Столичное образование» Подпрограмма «Дошкольное образование»

Окружная экспериментальная площадка Оптимизация процесса коррекционно- развивающего обучения и воспитания дошкольников с отклонением в развитии с использованием новых психологических технологий Окружная экспериментальная площадка Разработка психоло – педагогических технологий оценки качества образования детей с отклонениями в развитии Окружная экспериментальная площадка Разработка технологического обеспечения деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду для детей с отклонениями в развитии Городская экспериментальная площадка Технологическое обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии Городская экспериментальная площадка Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство 1997-2000 ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2000-2004 2004-2006 2006-2009 2009-2012 15 лет инновационной деятельности Более 50 публикаций Ежегодное участие в международных, российских, городских конференциях

ОБЪЕКТ ИННОВАЦИИ Организационно-технологическая система сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в разных организационных формах дошкольного образования Технологическое обеспечение диагностической и коррекционно-педагогической работы

СТРУКТУРА ИСХОДНОГО НОВШЕСТВА

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИСХОДНОГО НОВШЕСТВА МОДУЛЬ 1, 2 Технологии диагностики Технологии коррекционно-развивающей работы

Ядро инновации ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИСХОДНОГО НОВШЕСТВА МОДУЛЬ 3, 4 Организационно-педагогические условия включения детей с ОВЗ в образовательное пространство Технологии взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ИСХОДНОГО НОВШЕСТВА МОДУЛЬ 5, 6 Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в социуме Сопровождение индивидуального профессионального роста педагогов для работы с детьми с ОВЗ

Модификация 2: Вариативные подходы к планированию образовательной деятельности Модификация 4: технологии диагностики и коррекции для разных типов нарушений Стратегия развития ИД Инновационные технологии диагностики и коррекции нарушений развития у детей с ОВЗ ГБОУ –д/с № 908, 1043 ГБОУ ЦРР -д/с № 1537 ГБОУ –д/с № 112 ГБОУ –д/с № 1019 Традиционные формы дошкольного образования Вариативные формы дошкольного образования Инклюзивные формы дошкольного образования Исходное новшество Типология условий внедрения Другие образовательные учреждения: ДОУ, НШДС, ТОК районов Медведково, Отрадное, Алтуфьево ГБОУ НШДС № 1856, ГБОУ д/с № 715 Модификация 5: преемственность дошкольного учреждения и школы, модели взаимодействия с социумом ГБОУ ЦРР-д/с № 1645

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОИП Модель взаимодействия учреждений и специалистов дошкольного и школьного образования

ПРОДУКТ ДЛЯ ТИРАЖИРОВАНИЯ Методические рекомендации по использованию инновационных технологий диагностики, коррекции и сопровождения детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста в условиях предоставления широкого спектра образовательных услуг Статьи Учебно-методические пособия Учебники Электронные публикации Использование ресурсов сети Интернет

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ГБОУ центр развития ребенка – детский сад № 1645 Адрес: 127282, г. Москва, Студёный проезд, дом 10 а Телефон: (499) 478-93-75, (499) 478-99-44 Факс: (499) 478-99-44 Е- mail: tsrr1645@mail.ru Заведующий: Ортина Татьяна Юрьевна Координаты базового учреждения инновационной сети

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является

комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолото-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

Источники: http://keepslide.com/technology/34286, http://studopedia.ru/8_25533_psihologo-mediko-pedagogicheskoe-obsledovanie-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения