Главная » Диагностика детей

Уровень продуктивной деятельностью детей диагностики

Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы и предметно-развивающей среды по развитию продуктивной деятельности у детей средней группы в частности рисование позволил выявить следующее: данные группы работают по основной общеобразовательной программе Радуга Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. Содержание программы соответствует Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Нами была изучена документация воспитателей ЛГ МА ДОУ ДСОВ № 5 Дюймовочка (календарные планы, тетради по индивидуальным занятиям с детьми), проведены беседы с педагогами, наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью по развитию продуктивной деятельности детей средних групп.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что в средней группе работа по развитию продуктивной деятельности планируется в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Учитывается интеграция с такими областями как: Познание , Коммуникация , Художественная литература , Безопасность , Труд .

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивным видам деятельности планируется регулярно, носит системных характер – выбор тем осуществляется строго по программному материалу. В программном содержании указаны только задачи развития технической стороны, например в рисовании: знать и называть материалы, которыми можно рисовать; изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашом, кистью и красками.

В планах отражена предварительная работа с детьми – чтение художественного произведения, ознакомления с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин.

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности по рисованию в данных группах показали следующее: использующиеся хорошо знакомые детям традиционные способы не вызывают яркого интереса, дети уже через некоторое время начинают отвлекаться и педагог обращает свои усилия на привлечение внимание детей к деятельности, которую старательно выполняют лишь некоторые из них. Таким образом, неэффективность занятия объясняется неправильным выбором форм, средств на данном возрастном этапе, поэтому и не соответствует интересам дошкольников. Весь процесс рисования, от создания замысла, до оценки результата проходит под руководством педагога.

Анализ предметной среды показал, что для развития продуктивных видов деятельности оборудован угол групповой комнаты, где располагается стол, полки с изобразительным материалом. Изобразительный материал стандартный: альбомы для рисования, кисти, краски. Использование более широкого ассортимента материалов (гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры) обогащает изобразительную деятельность. В зоне изобразительной деятельности находятся коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети самостоятельно используют в своих работах.

Приходиться констатировать, что вопросы развития продуктивной деятельности детей не находят достаточного отражения в широкой практике в данных группах: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, недостаточно использованы художественные материалы.

Проведенное нами исследование предметной среды показало отсутствие в уголке по изобразительной деятельности результатов совместной детской и взрослой деятельности: готовых инструкций, альбомов для рассматривания, которые бы помогали детям в самостоятельной работе. Это приводит к тому, что дошкольники средних групп не могут самостоятельно, в свободной деятельности воспроизвести даже знакомую работу спустя некоторое время после занятия.

Таким образом, условия в ДОУ для развития продуктивной деятельности созданы, но не на достаточном уровне.

Для выявления исходного уровня развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет была использована методика Т.С. Комаровой [1 с.115] направленная на изучение уровней развития продуктивной деятельности детей: анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности.

Анализ результатов по выполнению 1 серии заданий на выявление уровня качества продукта деятельности детей 4-5 лет дает возможность сказать, что умения детей создавать продукты деятельности (рисунки детей) развиты недостаточно, суммарная оценка результатов представлена в таблице 1.

Результаты первой серии заданий (констатирующий эксперимент)

Выявленный в ходе исследования исходный уровень развития продуктивной деятельности детей средних групп позволил сделать следующие выводы.

К высокому уровню развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет отнесли 1 ребенка (5%) из группы Радуга , Аня Д. и 3 ребенка (15%) из группы Пчелка Денис Г. Тимур К. Савелий М.

К среднему уровню развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет отнесли 10 человек (50%) из группы Радуга - Полина П. Маша Ш. Вика Р. Вика Р. Катя М. Софья П. Аня К. Вика А. Петя К. Света К. и 8 детей (40%) из группы Пчелка - Вова В. Настя Г. Настя Д. Софья Д. Алеша З. Настя И. Алеша Л. Юлиана Н.

К низкому уровню развития продуктивной деятельности детей4-5 лет отнесли 10 человек (50%), группы Радуга Данил Б. Маша З. Егор О. Даша В. Даша В. Земфир А. Денис С. Ярослав С. Сема Д. Алена З. и 7 детей (35%), группы Пчелка Диана Б. Андрей А. Софья Д. Алеша З. Кирилл К. Катя М. Лера О.

Ниже результаты развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет представленs в гистограмме в процентном соотношении (см. рис. 1)

Рис 1. Результаты развития продуктивной деятельности

Комарова Т.С. Зарянова О.Ю. Иванова Л.И. Корзина Г.И. Изобразительное исскусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М. Педагогическое общество России, 2000. – С. 114-125

Перейти к обсуждению работы

Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста 1469

Общей целью комплексных занятий в интегрированных группах для детей раннего возраста является развитие потенциальных возможностей воспитанников, формирование возрастных новообразований, включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с неярко выраженными отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, адаптация детей раннего возраста к сотрудничеству с посторонними для них взрослыми — педагогами. При этом каждый вид деятельности преследует решение и других целей, связанных с основными направлениями работы.

Коррекционно-развивающая работа в интегрированных группах для детей раннего возраста ведется по следующим направлениям:
— развитие социальной и эмоциональной сферы малышей;
— развитие общей моторики и чувства ритма;
— развитие познавательной активности;
— речевое развитие;
— развитие навыков изобразительной деятельности;
— развитие навыков игровой деятельности.
При формировании предпосылок возникновения навыков продуктивных видов деятельности главной целью будет эмоциональное, эстетическое и познавательное развитие детей. Одной из образовательных задач, решаемой на занятиях по рисованию, лепке и аппликации, является формирование у детей продуктивного целеполагания.

В ходе проведения коррекционно-развивающей работы осуществляется мониторинг эффективности занятий по результатам диагностики: первичной, промежуточной и проводимой по окончании курса занятий.

  1. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб: Сотис, 2002.
  2. Заззо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка // Развитие ребенка. — М. Просвещение, 1968. — с. 145-153.
  3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. — М. Просвещение, 1980.
  4. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Дисс. доктора психол. наук. — М.,1972.
  5. Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика: второй и третий годы жизни. — Мн. 1997.

Способы диагностики результатов продуктивной деятельности детей. Вариант 5

1. Методическое оснащение процесса диагностики продуктивных видов деятельности…8

2. Диагностика развития продуктивных видов деятельности (аппликация, конструирование)….8

3. Анализ и оценка результатов продуктивных видов деятельности (аппликация, конструирование)…10

Список использованной литературы…14

Исследования последних лет показывают, что из года в год растет количество детей, имеющих отклонения в речевом и личностном развитии.

Развитие детской личности является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать личность детей необходимо различными путями, в том числе и с помощью продуктивной деятельности.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа на занятиях продуктивной деятельностью способствует развитию воображения, представления, развиваются разнообразные движения пальцев рук: координация обеих рук, координация глаз-рука-предмет, зрительный контроль.

Основа продуктивной деятельности – это интегрированный подход к занятию, т.е. это процесс который позволяет ребенку снять напряжение, утомление, это переключение на различные виды деятельности.

Продуктивной деятельностью называют деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком

К продуктивным видам деятельности относятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и др

Самое большое удовольствие для ребенка – это работа с природными или «необычными» материалами + традиционные элементы продуктивной деятельности.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт позволяет определить отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение, понимание предмета, как образ целого. Следовательно, продуктивную деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Цель работы – рассмотреть способы диагностики результатов продуктивной деятельности детей.

Источники: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2346, http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n3/27647.shtml, http://diplomnajarabota.ru/zakaz-kontrolnoy-kupit-kontrolnuyu/psikhologiya-i-pedagogika/sposoby-diagnostiki-rezultatov-produktivnoj-deyatelnosti-detej-variant-5.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения