Главная » Диагностика детей

Уровни организации диагностики математического развития ребенка

Методическая разработка по математике по теме:
Диагностика математического развития детей

Диагностика математического развития детей:

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно­логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст­ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис­пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про­странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Диагностика математического развития детей:

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви. », «Покажи. »; Установление отношений временных (различение частей суток - игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» - игра «Покажи. »).

Средняя группа: практические действия группировки (геомет рических фигур, Блоков, пред метов), упорядочивание (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение: счета (порядкового и количественного)- игра «Посчитай. Скажи, сколько всего. ». Измерение (правил, действий) - задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление количественных отношений «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» - иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров - зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Диагностика

Flag as Inappropriate

No comments posted yet

Comments

Post a comment

Sign In

Педагогическая диагностика система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребенка, уровень профессиональной компетентности педагога, а также выявить причины недостатков, находить пути улучшения качества образовательных услуг. (Крулехт М.В.) 5

Функции педагогической диагностики аналитическая – выявление причинно-следственных связей в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения; собственно диагностическая – изучение уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога; оценочная – качественная и количественная оценка деятельности участников педагогического процесса; коррекционная – исправление (изменение) действий педагога и ребенка с целью устранения негативных последствий обучения; ориентационная – профилактика негативных последствий обучения и определение новых целей; информационная – информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики. 6

Направления диагностики 7

Цель диагностики математического развития детей может рассматриваться с двух позиций: Промежуточная цель – предполагает контроль за овладением детьми основными приемами познавательной деятельности, практическими действиями, речевым выражением способов и результатов действий; Конечная цель предполагает использование результатов диагностики для оценки успешности деятельности педагога. Цель конкретизируется в задачах. Цель и задачи диагностики МР 12

Пример Цель - выявить особенности представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: • определить уровень развития обследовательских умений, узнавания плоских геометрических фигур на ощупь и с помощью зрения, характер их словесного обозначения; • выявить понимание независимости эталонной формы геометрической фигуры от ее цвета, величины, пространственного расположения; умение группировать и классифицировать геометрические фигуры по различным признакам; • выявить умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры; • выявить умение выделять в сложной форме предмета отдельные геометрические фигуры. 13

1. Подготовительный этап Цель – обеспечить успешное проведение обследования. 1 шаг. Берем программу, выписываем программные задачи. 2 шаг. Определяем критерии и показатели развития. Критерий (от греч. Kriteron - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показатель (от позднелат. indicator - указатель) - некоторая величина или качество переменной (критерия), которое может проявляться у конкретного объекта, его количественная или качественная характеристика. Критерии математического развития детей: объем знаний, их соответствие программе; осознанность и конкретность представлений; применение знаний, умений и навыков в новой ситуации; характер деятельности: интерес, аккуратность, рациональность, наличие самоконтроля и саморегуляции; - владение терминологией и речевым выражением способов действий; - степень самостоятельности и творческих проявлений ребенка. 14

1. Подготовительный этап 3 шаг. Определяем методы исследования, наиболее соответствующие выделенным критериям и показателям. 4 шаг. Подбираем (составляем) конкретные ситуации (задания) для выявления представлений и умений. Определяем общую стратегию и характер диагностики – интегрированный или дифференцированный. Формулируем цели заданий. 5 шаг. Определяем систему оценивания каждого задания в соответствии с выделенными критериями и показателями. 6 шаг. Продумываем игровую основу диагностики, ее сюжет. 7 шаг. Формулируем количественную и качественную характеристику уровней развития исходя из выделенных критериев и показателей, соотносим ее с содержанием заданий. 8 шаг. Определяем необходимый состав оборудования. 9 шаг. Формулируем инструкции к заданиям и интерпретации результатов. 15

Технологическая карта 1. Программные задачи 2. Критерии и показатели оценивания 3. Характеристика уровней развития 4. Содержание диагностических заданий 16

2. Диагностическое обследование Цель - сбор значимой информации посредством специальных заданий. Формы обследования: 1. коллективные или фронтальные –математические игры или досуги, одновременное выполнение всеми детьми заданий на рабочих листах, тетрадях. 2. индивидуальные –беседа с ребенком, игровые или практические задания Формы обследования: Устные – Задания в играх 2. Письменные (продуктивная форма) – рабочие листы, тетради 17

3. Обработка результатов диагностики и их интерпретация Оценка успешности n – число баллов, набранное ребенком по данному заданию nmax – максимальное количество баллов, которое можно набрать по этому тесту (заданию). Высокий уровень – от 80 до 100% Нормальный уровень – от 65 до 79% Ниже среднего – от 50 до 64% Низкий – ниже 50% Процент выполнения каждого задания: сумму баллов по вертикали делим на удвоенное количество детей и умножаем на 100%. Важно дать не только количественный, но и качественный анализ результатов. 18

3. Обработка результатов диагностики и их интерпретация Целесообразно представить результаты в графической форме (таблицы, диаграммы, графики). В заключении необходимо сделать вывод об эффективности педагогического воздействия. 19

Share presentation with a group

Осознанное воспитание

Search

Login

Диагностика готовности ребенка к школе

Страница 11 из 12

Диагностика математических способностей дошкольника

Умение оперировать математическими понятиями, выполнять арифметические действия, находить закономерности в числовых последовательностях являются показателем интеллектуального развития человека, поэтому так важно оценить возможности ребенка в этой области знаний, и если что-то не так, помочь ему в формировании таких навыков.

Задания, которые может выполнить ребенок к началу школьного обучения:

Посчитать до десяти;

Посчитать от десяти до одного — в обратном порядке;

Написать число. (любое число первого десятка);

Разложить карточки с числами по порядку (необходимо предварительно подготовить набор карточек с числами от одного до десяти и перемешать);

Сказать, как можно получить, например, число 7 или любое другое число первого десятка. В данном случае имеется в виду при сложении, каких чисел может получиться тот или иной результат;

Сказать, сколько будет 2+2, 5+1, или решить любой другой пример в пределах первого десятка, причем целесообразно отмстить, способен ли ребенок выполнить вычисления без опоры на зрительный образ или подобная конкретика необходима. Для дошкольника счет с опорой на зрительный образ — это скорее норма, но в первом классе желательно, чтобы постепенно ребенок научился считать, не прибегая к конкретным предметам;

Сравнивать предметы или полоски бумаги по различным признакам: шире — уже, короче — длиннее, больше — меньше — поровну;

Сделать так, чтобы было поровну (необходимость уравнять количество предметов);

Ориентироваться в пространстве (ориентируясь на конкретные предметы или используя картинку, ребенок может ответить на вопросы, что находится ближе, дальше, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу, под предметом, над предметом и т. д.);

Разделить на равные части (причем как некие исчисляемые предметы, например четыре яблока разделить пополам, так и неисчисляемые — разделить пополам круг, здесь же может возникнуть вопрос, а если круг разделить пополам, сколько будет частей?);

Решить задачу. Задачи, которые может решать ребенок в этом возрасте, можно разделить на три категории: стандартные задачи, логические задания и задачи с подвохом.

У тебя есть две конфеты. Я дам тебе еще три. Сколько конфет будет у тебя? (Пять конфет).

Ежик нашел один подберезовик и два подосиновика. Сколько всего грибов нашел ежик? (Три гриба).

У Семена восемь яблок. Одно яблоко он дал съесть лошадке. Сколько яблок осталось у Семена? (Семь яблок).

У Маши было восемь воздушных шариков. Она купила еще два. Сколько шариков стало у Маши? (Десять шариков).

Петя получил в школе за один день четыре пятерки и три четверки. Каких оценок больше и на сколько получил Петя? (Больше пятерок, нем четверок, на одну).

Маша выше Тани. Таня выше Иры. Кто самый высокий? (Самая высокая Маша).

У Светы две сестры, Катя и Ира. Сколько сестер у Иры? (У Иры две сестры).

Если сестра старше брата, то брат. (Младше сестры).

На тарелке лежали яблоко и груша. Таня взяла не грушу. Какой фрукт остался лежать на тарелке? (На тарелке осталась лежать груша).

У Лены три ленты: красная, синяя и зеленая. Красную ленту она завязала кукле, не синюю сестренке. Какую ленту Лена завязала себе? (Лена завязала синюю ленту).

Мама купила пять пирожков с капустой и четыре не с яблоками. Пирожков с какой начинкой купила мама больше? (С капустой).

На яблоне четыре ветки. На каждой выросло по шишке. Сколько шишек выросло на яблоне? (Ни одной, шишки не растут на яблонях).

Утку поставили на весы и узнали, что она весит 4 килограмма. Сколько она будет весить, если встанет на одну лапу? А если полетит? (Четыре килограмма).

На столе лежало шесть яблок. Одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок будет лежать на столе? (Шесть яблок).

Мама купила в магазине один кочан капусты, три моркови и две груши. Сколько овощей купила мама в магазине? (Четыре — один кочан капусты и три моркови, груши — это фрукты).

Назвать и изобразить различные геометрические фигуры — круг, овал, треугольник и т. д.

В данном случае показателем нормы в формировании математических представлений ребенка будет являться наличие к семилетнему возрасту умения справляться со всеми этими заданиями, возможно, с небольшими подсказками со стороны взрослого.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/06/07/diagnostika-matematicheskogo-razvitiya-detey, http://www.slideboom.com/presentations/730355/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0, http://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1501-diagnostika-shkola?start=10

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения