Главная » Диагностика детей

Виды диагностики детском саду

Консультации для воспитателей.

Виды диагностики в детском саду и результаты её проведения по программе Предшкола нового поколения .

Автор: Ольга Кривасова .

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Подготовка детей к чтению и письму является многоаспектной проблемой, которая требует совместных усилий ребёнка и взрослого в разных направлениях: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, развитие пространственной ориентировки и тонкой моторики кисти руки, развитие грамматического строя речи и словарного запаса. А также практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и письма.
Обучение началам чтения имеет свои особенности, вызванные необходимостью ориентироваться на физиологические особенности слухового и зрительного восприятия ребёнка, на логику развития его речедвигательного аппарата и напрямую связанное с этим развитие мелкой моторики рук.

Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребёнка к чтению, можно сформулировать так:
1) фонетическая (учить ребёнка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развивать его речеслуховой анализатор, отвечающий за правильное восприятие и представление звуков в сознании, помочь ему освоить механизм слияния звуков в слог);
2)фрагментарно-знаковая (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);
3)пространственно-инструментальная (формировать умение ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы; формирование механизма контекстного прогнозирования как основного механизма, необходимого для чтения);
4)предметно-символическая (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);
5)аналитико-синтетическая (добиться понимания каждым ребёнком механизма звукослияния на примере открытого слога).
Программа ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха дошкольника, поскольку именно развитый фонематический слух позволяет дошкольнику осознавать связь между звуком и обозначающей его буквой, которую необходимо не только опознать, но и написать, воспроизвести. Поэтому специально организованная работа по различению на слух и произнесению звуков обязательно сопровождается письменными упражнениями, связанными не просто с рассматриванием букв, которыми обозначаются изучаемые звуки, но и с воспроизведением их с помощью пишущего средства. Таким образом, осознание связи между звуком и буквой важно не только для формирования навыков чтения, но и для формирования графического навыка – навыка письма.

Исходя из всех этих задач, мы выделили следующие критерии для диагностики детей старшего дошкольного возраста по началам обучения грамоте:
- работа с книгой;
- работа с текстом;
- формирование тонкой моторики;
- работа с инструментарием;
- формирование фонематического слуха;
- зрительный образ отдельных букв и коротких слов;
- первичный навык чтения.
В начале учебного года в процессе диагностики был выявлен высокий уровень развития у 11 детей (42%), средний уровень развития – у 15 детей (58%). По итогам проведенной диагностики была намечена индивидуальная работа с некоторыми детьми по следующим направлениям: формирование фонематического слуха, зрительного образа отдельных букв и коротких слов, первичного навыка чтения, моторики пальцев рук.

За период с октября по декабрь была проведена работа по всем намеченным направлениям. Наблюдается динамика усвоения детьми программного материала. В итоге уровень развития детей на январь 2012 года составил: высокий – 65% (у 17 детей), низкий – 35% (у 9 детей). Была намечена углубленная работа с детьми по следующим разделам: работа с текстом, формирование фонематического слуха, первичный навык чтения.

Отдельно мы проводили диагностику сформированности универсальных предпосылок учебных действий по началам обучения грамоте по следующим критериям:
способность удерживать внимание;
понимать структуру книги;
ориентироваться на странице;
пользоваться книгой и инструментами;
правильно держать орудие письма;
выполнять инструкции взрослого;
отвечать на вопросы, обсуждать проблему.

В начале учебного года в процессе диагностики был выявлен высокий уровень сформированности УПУД у 11 детей (42%), средний уровень развития – у 15 детей (58%). По итогам проведенной диагностики была намечена индивидуальная работа по следующим направлениям: умение удерживать внимание, правильно держать орудие письма, отвечать на вопросы и обсуждать проблему.

За период с октября по декабрь была проведена работа по всем намеченным направлениям. Наблюдается динамика роста высокого уровня сформированности УПУД у детей. В итоге уровень сформированности УПУД на январь 2012 года составил: высокий – 69% (у 18 детей), низкий – 31% (у 8 детей). Была намечена углубленная работа по следующим разделам: выполнение инструкций взрослого, умение отвечать на вопросы и обсуждать проблему.

Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных спо­собностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководи­тель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специаль­ных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс дол­жен проходить в естественных для детей условиях -на музыкальных заня­тиях. Диагностика проводится по четырем основным параметрам:

2. Чувство ритма.

3. Слушание музыки.

Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей до­школьного возраста.

Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше -после нескольких занятий. Дети не должны чувство­вать, что за ними наблюдают, поэтому пометай следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.

Группа детей 2 – 3 лет.

Диагностика не проводится. Первый год посещения ребенком дошколь­ного учреждения нужно считать адаптационным периодом.

Группа детей 3 -4 лет.

Основной параметр -проявление активности.

Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.

Подпевание: принимает ли участие.

Чувство ритма. хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидак­тических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.

Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли дви­гается.

Подпевание: принимает ли участие.

Чувство ритма. ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли уча­стие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.

Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.

Группа детей 4 -5 лет.

Движение: двигается ли ритмично.

-активно принимает участие в дидактических играх;

-ритмично хлопает в ладоши;

-играет на музыкальных инструментах.

-узнает знакомые произведения;

-различает жанры.

-эмоционально исполняет песни;

-активно подпевает и поет;

-узнает песню по вступлению.

-двигается ритмично;

-чувствует начало и окончание музыки;

-умеет проявлять фантазию;

-выполняет движения эмоционально и выразительно.

-активно принимает участие в играх;

-ритмично хлопает в ладоши;

-ритмично играет на музыкальных инструментах.

-различает жанры;

-умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);

-эмоционально откликается на музыку.

-эмоционально исполняет песни;

-активно подпевает и пост;

-узнает песню по любому фрагменту.

Группа детей 5 -6 лет.

-двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

-проявляет творчество (придумывает свои движения);

-выполняет движения эмоционально.

-правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;

-умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных ин­струментах.

-эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);

-проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

-различает двухчастную форму;

-различает трехчастную форму;

-отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

-способен придумать сюжет к музыкальному произведению.

-эмоционально и выразительно исполняет песни;

-придумывает движения для обыгрывания песен;

-узнает песни по любому фрагменту;

-проявляет желание солировать.

Группа детей 6 -7 лет.

-двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

-проявляет творчество;

-выполняет движения эмоционально;

-ориентируется в пространстве;

-выражает желание выступать самостоятельно.

-правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;

-умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;

-умеет держать ритм в двухголосии.

-эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);

-умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;

-проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

-различает двухчастную форму;

-различает трехчастную форму;

-отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;

-способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;

-проявляет желание музицировать.

-эмоционально исполняет песни;

-способен инсценировать песню;

-проявляет желание солировать;

-узнает песни по любому фрагменту;

-имеет любимые песни.

Процесс диагностирования не должен носить формальный характер.

Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возмож­ностей нужно бережно и разумно.

Программа «Ладушки» даст возможность сделать учебный процесс ин­тересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кру­гозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Как провести диагностику в детском саду

Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.

Спонсор размещения PG Статьи по теме Как провести диагностику в детском саду Как украсить группу детского сада Как создать сайт детского сада Как написать протокол родительского собрания в детском саду

Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения.

Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. В некоторых программах уже имеется готовая диагностика, некоторые предлагают педагогам разработать ее самим, ориентируясь на особенности и возраст детей (например, «Школа 2100»).

При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала.

Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную диагностику и сравнивают полученные результаты. При удачном прохождении коррекции уровень усвоения знаний ребенка должен повыситься.

Также в детском саду у детей подготовительных групп проверяется готовность к школе. Ответственным за ее проведение является педагог-психолог. К проведению коррекционной работы с детьми необходимо привлекать родителей воспитанников, так как только вместе с семьей возможны положительные результаты.

Как организовать учебный процесс
Учебный процесс является основным видом деятельности в учебных заведениях разного уровня. Его организацией занимается заместитель руководителя (директора - в школе, заведующего - в детском саду и т.д.) по учебно-воспитательной работе. От грамотной организации деятельности всех участников

Как составлять план работы в детском саду
Для того чтобы процессы воспитания и развития дошкольников проходили в системе последовательно и адаптированно к возрастным особенностям детей, необходимо тщательно планировать работу. Планы работы в детском саду бывают разнообразными: план работы всего детского сада на год, календарно-тематическое

Как написать протокол родительского собрания в детском саду
Заседания родительского собрания и в школе, и в детском саду обязательно оформляются протоколом. Это документ, входящий в номенклатуру дел дошкольного учреждения. Для того, что вести соответствующую документацию, выбирается секретарь родительского собрания. Заводиться и специальная тетрадь

Как организовать прогулку в детском саду
Прогулка — обязательная составляющая дневного режима в детском саду. Как правило, для детей в возрасте от полутора лет предусмотрены две прогулки: утренняя и вечерняя, продолжительностью один-два часа каждая. Спонсор размещения PG Статьи по теме Как организовать прогулку в детском саду Что

Как провести прогулку в детском саду
Прогулка является одним из важных моментов в режиме детского дошкольного учреждения. Грамотное проведение прогулки позволяет педагогу решать многие воспитательные и образовательные задачи. Тщательная подготовка к проведению прогулки обеспечит результативность деятельности детей. Вам понадобится -

Как назвать группу в детском саду
Смысл в подборе персонального названия для каждой из групп детского сада заключается в том, что детям будет приятнее находиться, например, в группе «Котопес» или «Мультяшки», чем в обычной – с простым номером. Спонсор размещения PG Статьи по теме Как назвать группу в детском саду Как написать

Как оформить спортивный уголок в детском саду
В детском саду ежедневно проводятся подвижные занятия: музыкальные и физкультурные. На прогулке с детьми проводятся спортивные игры. Это все организованные виды активной деятельности. Но в силу своей подвижности дошкольники и самостоятельно организуют физкультурную деятельность. Специальные

Как провести день детского сада
День детского сада – своего рода презентация дошкольного заведения. Это мероприятие дает возможность родителям принять активное участие в различных занятиях вместе с детьми, проконсультироваться с педагогами и специалистами, а также ближе познакомиться с жизнью ребенка в детском саду. Поэтому очень

Как составить расписание занятий
Занятия являются организованной формой обучения дошкольников. Для организации планомерного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо продумать расписание занятий с детьми. Это позволит равномерно распределить нагрузку на детей. Спонсор размещения PG Статьи по

Как проводить родительское собрание в детском саду
Родительское собрание в детском саду необходимо проводить 4-5 раз в году. Первое родительское собрание проводится в сентябре, когда дети переходят в следующую группу. На нем избирается родительский комитет, который будет заниматься хозяйственно-бытовыми вопросами и решать все возникающие проблемы.

Источники: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2375.html, http://detsad4kursk.ru/?page_id=1463, http://masterotvetov.com/drugoe-deti/35513-kak-provesti-diagnostiku-v-detskom-sadu.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения