Главная » Диагностика детей

Виды психолого педагогической диагностики детей

2. Специфика психолого-педагогической диагностики дошкольников

Диагностика развития дошкольника.

Сущность, виды, критерии диагностики.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч .).

медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка);

педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения).

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

Тарифно – квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу», «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей».

Задачи педагогической деятельности. повышение качества методической работы; улучшение воспитательно – образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы:

- диагностическая работа с детьми;

- диагностическая работа с родителями;

- диагностическая работа с сотрудниками.

Принципы организации диагностической работы:

1.Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2.Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

3.Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4.Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное выполнение заданий, устное на итоговых занятиях, в беседах, тестирование.

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:


Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. Психолого-педагогическое обследование.

Вопросы для обсуждения

1. Организация и этапы психолого-педагогического обследования.

2. Типичные погрешности написания заключения по результатам психолого-педагогического обследования.

3. Эмпатия, педагогический такт, рефлексия – важные качества личности педагога, помогающие эффективно анализировать свою профессиональную деятельность и своих воспитанников.

4. Особенности психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.

5. Феномен детства. Особенности психологического, физиологического, социального развития детей дошкольного возраста.

6. Виды детской деятельности. Значение ведущих видов деятельности детей от 0 до 7 лет для проектирования педагогической деятельности. Причины использования диагностических методик в условиях ДОУ.

Тема 3. Психическое развитие детей в процессе разных видов деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Диагностика уровня сформированности игровых навыков.

2. Оценка уровня успешности усвоения ребенком материала на занятиях.

3. Диагностика продуктивных видов деятельности.

4. Развитие бытовой деятельности. Диагностика трудовой и учебной видов деятельности детей.

5. Психолого-педагогический анализ проведения занятия воспитателем.

Тема 4. Анализ и оценка педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Проектирование развития деятельности личности воспитанника и коллектива группы. Возможные затруднения и ошибки, их преодоление.

2. Диагностика педагогического процесса.

3. Двусторонний характер диагностики: а) направлена на развитие детей, улучшение условий образования, его эффективности; б) на развитие и совершенствование самого педагога.

4. Методы диагностики: наблюдение, беседы, анализ детских работ, изучение документации, анкетирование, самоанализ и т.д.

5. Демонстративные, гиперактивные дети. Характеристики, особенности и причины поведения таких детей; профилактика и коррекция. Профилактики и коррекция страхов у дошкольников.

Тема 5. Методы диагностики развития познавательных процессов детей дошкольного и школьного возраста.

Вопросы для обсуждения

1. Методы диагностики речи.

2. Методы диагностики внимания.

3. Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками и школьниками. Методы диагностики восприятия.

4. Методы диагностики памяти.

5. Методы диагностики мышления

6. Методы диагностики воображения.

7. Методы диагностики готовности детей к школьному обучению.

Тема 6. Методы диагностики развития личности ребенка-дошкольника и школьника.

Вопросы для обсуждения

1. Методы диагностики межличностных отношений детей разного возраста.

2. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками и школьниками норм и форм поведения.

3. Методы изучения психологического климата в группе детского сада и в школе.

4. Эмоциональное благополучие – обязательное условие развития личности ребенка дошкольного возраста. Специфика эмоциональной сферы ребенка в школе.

5. Методы диагностирования психологического климата в группе детского сада и классе.

Тема 7. конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирования образовательных и педагогических ситуаций.

Вопросы для обсуждения

1. Основные методы решения психолого-педагогических задач.

2. Формы индивидуально-групповой работы педагога с детьми разного возраста.

3. Психолого-педагогические задачи и пути их решения в дошкольном учреждении и в условиях общеобразовательной школы.

Тема 8. Проектирование психолого-педагогических исследований в целях решения образовательных задач.

Вопросы для обсуждения

1. Современные проблемы обучения и воспитания детей в разных возрастных периодах.

2. Проектная деятельность в школе. Задачи, решаемые с помощью проектной работы педагога.

3. Проектная деятельность с учащимися.

4. Опытно-экспериментальная работа в школе. Условия ее организации.

Тема 9. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия: дискуссия, психолого-педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно-деятельностные игры, обучающие тренинги.

Вопросы для обсуждения

1. Подготовка педагогов к активному педагогическому взаимодействию.

2. Вопросы, в рамках организации дискуссионного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

3. Субъекты учебно-воспитательного процесса в организации психолого-педагогического консилиума.

4. Виды и формы организации деловых игр с учащимися и педагогами в школе.

5. Тренинг общения с субъектами учебно-воспитательного процесса.

Тема 10. Аналитические умения педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Методы изучение аналитических умений учителя.

2. Процессы мышления и их роль в профессиональном становлении педагога.

3. Анализ внеклассного занятия.

4. Формулировка целей и задач внеклассного занятия.

5. Схемы анализов урока.

Особенности психолого-педагогической диагностики дошкольников

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Ранее развитие малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир.

И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит – как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит. Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения ранней диагностики развития ребенка . С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

Психолого-педагогическое диагностирование детей младенческого и раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования – как составляющую процесса практической педагогической деятельности. В обследовании детей младенческого и раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами – пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основной целью психолого-педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

-раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

-выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

-выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

-определение условий воспитания ребенка;

-обоснование педагогического прогноза;

-разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

-организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится поэтапно.

На первом этапе специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Второй этап посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.

На третьем этапе собираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

На четвертом этапе даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Пятый этап предусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.
Примерный план диагностического обследования детей в 1 год 3 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/5911116/page:2/, http://megaobuchalka.ru/1/3525.html, http://mallishok.ru/osobennosti-psixologo-pedagogicheskoj-diagnostiki-doshkolnikov/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения