Главная » Гимнастика для детей

Гимнастика лфк для детей

Лечебная физкультура (ЛФК) при плоскостопии

Гимнастика при плоскостопии является элементом лечебной физкультуры (ЛФК). И в комплексе с ношением ортопедических стелек и массажем, является неотъемлемой составляющей при лечении и профилактике плоскостопия.

Лечебная физкультура (ЛФК) при плоскостопии помогает укреплять мышечно-связочный аппарат, который поддерживает сводчатое строение стоп и фиксирует их в правильном положении. Для этого применяется лечебная физкультура (лфк), ходъба по неровной поверхности (галька, гравий), по мягкому грунту (рыхлая почва, песок).


В домашних условиях удобно пользоваться специальным ортопедическим ковриком с покрытием в виде камушков . Упражнения на таком коврике помогают восполнить недостаток двигательной активности, стимулируют работу мышц и связок стопы. Одновременно с этим происходит массаж подошвенных поверхностей.

Комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) у пациентов с плоскостопием:

  • укрепляет связочный аппарат стопы;
  • тренирует мышцы, поддерживающие свод и балансирует их работу;
  • улучшает кровообращение и лимфодренаж в нижних конечностях;
  • стимулирет образование суставной жидкости, способствует улучшению работы суставов, снижает воспаление и уменьшает боли.

Представленный комплекс лечебной физкультуры (ЛФК) состоит из 12 упражнений, подходит для детей и для взрослых. Каждое упражнение нужно повторять 20 раз. Выполнение всего комплекса занимает 10-15 минут утром и вечером. Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий.

Упражнение КАТОК - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение РАЗБОЙНИК - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение МАЛЯР - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение СБОРЩИК - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение ХУДОЖНИК - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение ГУСЕНИЦА - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

Упражнение КОРАБЛИК - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Упражнение СЕРП - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение МЕЛЬНИЦА - ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение ОКНО - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение БАРАБАНЩИК - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Дыхательная гимнастика для детей

Дыхание – это жизнь. С вдохом в организм ребенка поступает кислород, необходимый для правильного функционирования всех органов и систем. Но сегодня мы поговорим не о чистоте воздуха и его экологичности, а о технике правильного дыхания.

Дыхательная гимнастика для детей способствует нормальной работе головного мозга, нервной системы, сердца и легких, помогает избавиться от многих болезней и даже улучшает функционирование пищеварительной системы. Такие занятия становятся идеальным дополнением любого лечения, развивают дыхательную систему ребенка, а также помогают увеличить уровень сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Главная задача дыхательных упражнений – научить малыша правильно глубоко дышать, расширяя грудную клетку и максимально наполняя легкие при вдохе, а на выдохе полностью освобождая их от остаточного воздуха путем сжатия. Если ребенок привыкнет дышать через нос, это позволит избавиться от насморка, сократит вероятность простуд и бронхитов, а также поможет быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний органов дыхания.

Дыхательная гимнастика для детей: техника выполнения и меры предосторожности

Чтобы упражнения принесли пользу, занимаясь дыхательной гимнастикой для детей, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Вдох делают через нос;
  • Плечи малыша остаются в расслабленном состоянии (не поднимаются);
  • Выдох производится через рот, медленно и постепенно;
  • Щеки ребенка не должны раздуваться (контролировать этот процесс на этапе разучивания упражнений можно с помощью ладоней).

Выполнение дыхательных упражнений следует прекратить, если у ребенка:

  • Наблюдается учащенное дыхание;
  • Внезапно побледнела или покраснела кожа лица;
  • Возникло онемение конечностей;
  • Появилась дрожь в кистях рук.

Скорее всего, в этом случае имеет место гипервентиляция легких. Чтобы помочь малышу, попросите его сложить ладошки лодочкой, погрузить в них лицо и сделать несколько глубоких вдохов-выдохов (2-3 раз будет достаточно).

Комплекс дыхательных упражнений для укрепления иммунитета

Чтобы ребенок реже болел простудными заболеваниями, необходимо научить его дышать носом, а не ртом. В противном случае слизистая пересыхает, что создает благоприятные условия для проникновения вирусов и бактерий в организм.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей с целью укрепления иммунитета:

  • «Большой – маленький». В положении стоя ребенок делает вдох и тянется руками вверх, демонстрируя, как он вырос. Задержавшись в таком положении на несколько секунд, на выдохе опускает руки вниз, приседает со звуком «ух» и прячет голову в колени, показывая, каким маленьким он был;
  • «Паровозик». Имитируя паровозик, ребенок ходит по комнате, согнув руки в локтях, и произносит «чух-чух-чух». Просите малыша «ехать» быстрее или медленнее, говорить громче или тише и в разном темпе;
  • «Дровосек». Исходное положение – стать прямо, поставить ноги на ширине плеч и сложить руки вместе. Резко, словно работая топором, ребенок наклоняется вниз и «рубит» пространство между ногами со звуком «бах»;
  • «Лягушонок». Попросите малыша представить, что он – маленький лягушонок. Для выполнения упражнения нужно присесть, сделать вдох, прыгнуть вперед и, приземлившись, сказать «ква».

Комплекс дыхательных упражнений для лечения кашля

Главной задачей упражнений дыхательной гимнастики для детей при бронхите и кашле является улучшение вентиляции легких и предотвращение застоя мокроты путем превращения сухого кашля в продуктивный мокрый:

  • «Хомячок». Ребенок выполняет глубокий вдох носом, надувая щечки, после чего плавно выдыхает воздух через рот;
  • «Насос». Малыш держит руки на поясе и приседает, производит вдох, после чего выпрямляется, выдыхая. Сначала ребенок выполняет неполные приседания, затем постепенно делает их более глубокими, увеличивая тем самым продолжительность вдоха и выдоха;
  • «Цыпленок». Ребенок наклоняется, свешивая вниз руки-крылья. Произнося «так-так-так», похлопывает себя по коленкам и делает выдох, затем выпрямляется, поднимает руки вверх и вдыхает.

Особенности дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей

Система Стрельниковой держится особняком от всех остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Ее особенность состоит в том, что при выполнении упражнений автор предлагает уделять внимание не всему процессу дыхания, а только характеру и качеству вдохов. При этом она называет выдох естественным следствием дыхательного процесса, а не его частью, что нехарактерно для традиционных подходов.

Кроме того, по методу Стрельниковой грудная клетка на вдохе не расширяется, а сжимается искусственным образом, чему способствуют повороты корпуса, наклоны, обхватывание ребер руками. Несмотря на то, что специалисты продолжают спорить, насколько физиологичным является такой подход, результаты занятий по Стрельниковой действительно впечатляют. Базовый комплекс ее дыхательной гимнастики для детей, состоящий из 14 упражнений, эффективно помогает в терапии широкого спектра недугов, в числе которых:

  • Хронические заболевания дыхательной системы, в том числе астма и пневмония;
  • Сахарный диабет;
  • Нарушения работы сердечно-сосудистой системы;
  • Язвенная болезнь в стадии ремиссии;
  • Проблемы неврологического характера.

Приобщать ребенка к занятиям дыхательной гимнастикой по этому методу можно уже с 3-4 лет. На первых занятиях не рекомендуется выполнять комплекс полностью. Выберите несколько интересных для ребенка упражнений, чтобы они не показались ему скучными и утомительными.

Благодаря тому, что в процессе выполнения упражнений участвуют практически все группы мышц, дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей способствует развитию гибкости, пластичности, а также помогает в исправлении нарушений осанки. Примечательно, что при помощи этого метода можно даже вылечить сильное заикание у ребенка, не поддающееся другим методам воздействия, однако для этого основной комплекс дополняют специальными упражнениями.

Текст: Инга Стативка

Материал (физкультура, подготовительная группа) по теме:
Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.

3. Игра средней интенсивности «Коралловые рифы»

- Ребята, наш корабль отправляется к коралловым рифам. Дети ложатся на спину в круг головой к центру, берутся за руки, ноги согнуты в тазобедренных суставах под углом 90 ° – это штурвал. – Право руля! Дети опускают прямые ноги вправо. – Лево руля! То же влево, повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. – Дальше на корабле плыть нельзя, очень мелко, и мы пересаживаемся на водные велосипеды, чтобы добраться до атолла – кораллового острова, где нас ждут интересные приключения. Дети выполняют движение «велосипед» вперёд, руки вдоль туловища, повторить 12 – 16 раз. – Ваши велосипеды стремительно несутся вперёд, и, чтобы не врезаться в остров, надо выполнить «велосипед» назад на счёт 8 – 10. – Вот мы и добрались до острова, полюбуйтесь – какая красота! Дети перекатываются на живот вправо, затем влево и остаются лежать на животе. – В центре острова тёплая и прозрачная вода тропических морей с необыкно- венным животным миром. Поплаваем в этой воде. Дети выполняют движение стиля брасс 8 -10 раз, 2 – 3 подхода

-Как хочется заглянуть в глубины морские:

Там увидишь друзей ты тьму,

Больших и маленьких – разных,

Но очень своеобразных.

(М. Гомболи. Океан )

Дети выпрямляют руки вверх, кладут правую кисть на левую и выполняют вертикальные «ножницы» (плавание под водой) 8 раз, повторить 2 – 3 раза. В паузе отдыха скользят под водой. – Вынырнули и легли на песчаный берег отдохнуть - «Я на солнышке лежу» Из чистого песка строим замок. Дети переворачиваются на живот и сгребают песок (см. комплекс №3, упражнение 16 ) 8 раз. Повторить 2 – 3 раза. – На солнце жарко, пора и в воду. Дети выполняют одновременное движение руками брассом, ногами верти-кальные «ножницы» 8 – 10 раз, переворот на спинку, лежат на воде, отдыхают. Повторить 3 – 4 раза. – На дне морском живут большие раки – лангусты. Игра-эстафета средней подвижности «Быстрые лангусты». Правила игры. Дети делятся на две команды и встают на четвереньки напротив друг друга на стартовых линиях ногами вперёд. Расстояние 7 – 8 м. По сигналу инструктора капитан одной из команд начинает быстро ползти спиной вперёд до касания с игроком другой команды, который продолжает движение в обратном направлении. Выигрывает команда, игрок которой первым пересекает линию старта/финиша. Во время движения смотреть вперёд и не оборачиваться. Инструктор наблюдает за безопасностью передачи эстафеты. Отмечаются самые целеустремлённые лангусты. Игру повторить 2 – 3 раза. Командам желательно дать названия.

Игра малой подвижности «Голодная акула». Правила игры. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища – они рыбки, инструктор – акула. По сигналу инструктора рыбки быстро работают хвостами, движение стопами вправо – влево, чтобы не попасть в пасть акулы. Как только хвост у одной из рыбок перестаёт работать, инструктор осаливает эту рыбку и меняется с ней местами. Игра продолжается 1 – 2 мин. пока большая часть детей не побывает акулой. Отмечаются самые быстрые рыбки.

Источники: http://vertebrolog.kiev.ua/ploskostopie/lfk_pri_ploskostopii.php, http://lady7.net/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/07/23/kompleksy-uprazhneniy-lechebnoy-gimnastiki-dlya-detey-5-7-let-s

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения