Главная » Гимнастика для детей

Задачи пальчиковой гимнастики в детском саду

ПРОЕКТ «Пальчиковые игры».

Развитие мелкой моторики рук детей от 2-х до 3-х лет.

Вид проекта: игровой.

Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

Подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

Развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

Для родителей показать способы и приемы проведения пальчиковой гимнастики;

Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей :

Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Задачи для родителей:

Учитывать опыт детей, приобретенные в детском саду;

Создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Родители и другие члены семьи.

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в процессе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчить овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

Использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми.

Информационные листы для родителей;

Разучивание стихов, потешек;

Использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно – развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребенок, попадая в группу – это предметно – развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстегиванию и застегиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.)

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

IПодготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

Современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

IIОсновной этап реализации проекта:

Составление учебно – тематического плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком на учебный год;

Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастик;

Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, сценарии утренников, в утреннее и вечернее отрезки времени.(отражается в плане воспитательно – образовательной работе)

Работа с родителями:

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации индивидуальные и групповые «Чтобы пальчики были послушными», «Пуговки вместо молнии», «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка»

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

IIIЗаключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей.

-целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателем и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволило добиться положительных результатов.

Details Published on Tuesday, 27 March 2012 05:32

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – критерий психического развития ребёнка. Важной предпосылкой овладения речью ребёнком является развитие у него общей и мелкой (тонкой) моторики.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.

В чём же заключается связь движений пальцев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка, сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву для формирования речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающееся на функциональном состоянии организма. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают на бок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения.

Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.

Что делать в этом случае?

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. пальчиковые игры
  3. Лепка, рисование, ручной труд, конструирование, оригами.
  4. Дидактические игры
  5. Пальчиковый театр, театр перчаточных кукол, театр теней

ЦЕЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ, ПАЛЬЧИКОВЫХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

  • Увеличение подвижности пальцев
  • Развитие силы и гибкости пальцев
  • Улучшение почерка
  • Снижение физической усталости, морального напряжения во время урока
  • Массаж активных точек на пальцах и ладонях

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно.
  • После каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук)
  • Рекомендуем родителям выделить для занятий полчаса в ежедневном распорядке.
  • Можно предложить ребёнку интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию.

Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного мышления, математических, творческих способностей детей, общему речевому развитию.

Конечно, поможет штриховка, обводка трафаретов, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку.

Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ( Одна клетка вправо, две вниз и т.д. ). Можно придумать рисунок самим или взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок, складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.

Игры с предметами домашнего обихода.

Для их проведения не требуются каких - то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Например: бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги.

Зеркальное рисование одновременно обеими руками.

Упражнения с карандашом для обеих рук, при условии систематического их выполнения, помогут пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным предметам.

К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

  • Мама должна внимательно следить за ходом развития ребенка, чтобы вовремя заметить особенности и исправить ошибки. Своевременное выявление и устранение поможет избежать серьезных проблем в школе.
  • Не торопите ребёнка. Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, но спешить не следует – ничего, кроме вреда от спешки не будет.
  • Не забывайте хвалить вашего малыша

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ВАШИХ МАЛЫШЕЙ!

Зарядка для пальчиков (или пальчиковая гимнастика) - песенки, потешки

Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка, замечено, что у детей с плохо развитой речью нередко встречаются плохо скоординированные движения пальцев. Эта гимнастика также подготавливает ребенка к письму и к рисованию.
Упражнения лучше всего делать с ребенком вместе — вы показываете, а ребенок повторяет…

Здесь я приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора

Левая ладошка повернута к ребенку и он в соответствии с текстом загибает правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца. Затем, обратившись к большому пальцу, разогнет все пальчики.

ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
И головки убирали.

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Можно усложнить задачу — поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках

КАПУСТКА
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.

— движения прямыми ладонями вверх-вниз,
— поочередное поглаживание подушечек пальцев,
— потирать кулачок о кулачок,
— сжимать и разжимать кулачки

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р!»,
Два быка: «Му!».
Смотри, какие рога.

— На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
— На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.

— На первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке.
— На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки.
— На шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке.
— На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.

ПЯТЬ МАЛЫШЕЙ
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в это дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились, ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Один, два три…
Два, три, четыре, пять…
Ну, берегитесь: я иду искать!»

— Показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда
— Показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца
— Показать три пальца, имитировать ползание
— Постучать правой рукой в ладонь левой, показать четыре пальца
— Ладонь с растопыренными пальцами
— Закрыть ладонями глаза
— Руки в замок, большие пальцы на отлете – «нос», пальцы одной руки – вверх (будто иголки)
— Закрыть глаза ладонью
— Поочередно разгибать пальцы
— Погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим кого-то

ПРОГУЛКА
Пошли пальчики гулять,
А вторые – догонять.
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

— Пальцы обеих рук сжаты в кулачки,
— На первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу.
— На вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики,
— На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе,
— На четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, — - На пятую – мизинцы,
— На шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

2 комментария

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Очень хороший комплекс упражнений, можно взять себе на заметку!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Источники: http://mbdou-29.ru/pedagogicheskaya-kopilka/proekt-palchikovye-igry/, http://mishutka-nt.ru/index.php/en/news2/12-dlya-lyuboznatelnykh-roditelej1, http://luntiki.ru/blog/konstruktor/61.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения