Главная » Гимнастика для детей

Значение дыхательной гимнастики детей

Дыхательная гимнастика для детей

Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями и бронхитами? Как восстановить дыхательную систему после пневмонии? Как улучшить состояние детей-астматиков? Как усилить иммунитет ребенка? Есть простое решение -дыхательная гимнастика для детей.

Значение дыхательной гимнастики для детей

С ее помощью дыхательная система вашего малыша будет развиваться правильно. К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно: напротив, это только ускорит процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:

-улучшает кислородный обмен в организме;
-стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
-помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.

И, конечно, упражнения дыхательной гимнастики для детей – это еще и веселые игры, которые помогут маме организовать время ребенка интересно и с пользой для его здоровья.

Как правильно выполнять упражнения?

Чтобы они были действительно полезными, необходимо выполнять их правильно:

-вдох производится через нос;
-плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
-выдыхать воздух следует плавно и длительно;
-щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).

Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

-дышит слишком часто;
-резко побледнел или покраснел;
-жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
-начали дрожать кисти его рук.

Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

Упражнения дыхательной гимнастики для детей

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей до 2 лет

Ребенок ложится на спинку. Легкая игрушка (мишка, зайка, куколка) помещается на животик малыша в районе диафрагмы. Малыш, вдыхает и выдыхает через нос, стараясь «покачать» игрушку». Взрослый сопровождает игру подходящими стихами, например:

Покачаем вверх и вниз
Крепче, мишенька, держись!
На бочок не кренись,
И смотри, не кувырнись!

Ребенок стоит, чуть расставив ноги. Ручки движутся синхронно вперед и назад, изображая маятник. Малыш сопровождает свои действия словами «тик-так». Упражнение повторяется 10 раз.

Можно выполнять сидя или стоя.

Надуваем шарик: малыш делает глубокий вдох через нос, одновременно разводя руки в стороны, показывая, какой большой шарик получился.

Шарик сдувается: ребенок плавно соединяет руки перед грудью и произносит звук «ффф»

Шарик лопнул: хлопаем в ладоши

Воздух выходит из шарика: малыш опускает руки, приседает, одновременно произнося звук «шшш» (губы при этом вытянуты «трубочкой»)

Упражнение выполняется стоя. На вдохе ребенок широко разводит руки, словно курочка крылья, на выдохе – наклоняется вперед, голова и руки свободно опускаются. Малыш произносит «тах-тах-тах», при этом хлопая себя по коленкам.

Малыш ходит по комнате, двигая попеременно согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «чух-чух-чух». Остановка – станция: ребенок громко произносит «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше. Будет намного веселее, если к «паровозику» присоединится «вагончик». Игра продолжается полминуты.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей от 2 до 3 лет

Хомячок несет зерно в норку: малыш проходит 10-15 шагов, надув щеки.

Складывает зернышки в кладовочку: ребенок хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

Снова идет за зернышками: проходит несколько шагов, дыша носом.

В этом возрасте ребенок с удовольствием примет участие в следующих развлечениях:

-Сдуваем пух с одуванчиков
-Задуваем свечи
-Пускаем мыльные пузыри
-Пускаем бумажные кораблики в тазу, направляя их движение струей воздуха
-Создаем пузырьки в стакане (там может быть вода, сок, молоко) с помощью соломенки.
-Соревнуемся: кто дольше сумеет задержать дыхание.
-С помощью дуновения стараемся как можно дольше удержать в воздухе перышко (вырезанную из бумаги бабочку, снежинку, листик).
-Дышим на стекло (зеркало) и рисуем на запотевшей поверхности.

Во время этих игр следите за тем, чтобы ребенок выполнял общие правила дыхательной гимнастики для детей – тогда они будут по-настоящему полезны!

Елена Матущак специально для блога Активная мама

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом.

Дыхательные упражнения способствуют развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

В развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При достаточном поступлении воздуха, сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими, как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Дыхательная система человека устроена таким образом, чтобы организм в целом мог приспособиться к любым изменениям окружающей среды.

Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных

регуляций со стороны центральной нервной системы;

  • улучшает дренажную функцию бронхов; -восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,
  • восстановлению нормального кровоснабжения;
  • налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
  • исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

Дыхательная гимнастика обладает таким преимуществом:

  1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание -особенно.
  2. Дыхательная гимнастика -отличная профилактика болезней.
  3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная -в работу включаются все мышцы.
  4. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
  5. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние дыхательной гимнастики на здоровье дошкольника

Влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей

«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача – сохранить ее здоровой».

Дыхание – это жизнь. С вдохом ребенок получает из внешнего мира кислород, так необходимый для правильной жизнедеятельности всего организма. Но речь сегодня пойдет не о чистоте воздуха и его экологичности, а о технике дыхания.

По статистике 90% инфекционных заболеваний составляют острые респираторные заболевания (ОРЗ) различной этимологии. В зоне риска, естественно, находятся дети. Практически каждый ребенок хоть раз в год болеет ОРЗ. Привычнее всего такие заболевания лечатся медикаментозно, однако для того, чтобы предотвратить или снизить показатель заболеваемости, может помочь дыхательная гимнастика. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от насморка, сократить вероятность заболевания простудами, бронхитами, а также быстрее восстановиться после перенесенного воспаления легких.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, рост сопротивляемости, закалённости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;

2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;

3. Улучшение обмена кислорода в лёгких;

4. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения;

5. Стимуляция работы кишечника, улучшение пищеварения.

Кроме того, если в вашей группе есть гиперактивные детки, то благодаря дыхательной гимнастике, они научится расслабляться, успокаиваться. Главное, правильно подойти к самому процессу выполнения упражнений и результаты вас поразят.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Так в них не будет задерживаться «испорченный» воздух, а кровь будет получать необходимое количество кислорода.

Важно следить за тем, чтобы ребенок делал вдох через нос, при этом не поднимал плечи, а выдох – дольше и более плавно ртом, чтобы щеки не раздувались.

Однако при выполнении дыхательной гимнастики следует учитывать ряд правил и быть внимательным к ребенку во избежание симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, кружится голова). Мы просто выполняем следующее упражнение: складываем ручки вместе, как при умывании, прикладываем их к лицу, прикрыв рот, и глубоко дышим (2-3 раза). После этого можно продолжить гимнастику.

Для каждого возраста мы используем свой комплекс упражнений. В основном они отличаются сложностью выполнения: для младших дошкольников, учитывая незавершённость формирования дыхательной системы, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Для того чтобы ребята полюбили делать дыхательную гимнастику -упражнения превращаем в игру. Так малыши легче их запоминают, и с удовольствием будут выполнять. Упражнения легко запоминать по названиям, потому как название отражает суть самого упражнения. Посудите сами, «часики», «трубач», «ладошки», «насос», «кошка» -довольно простые названия для упражнений. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Безусловно, плюсов и показаний к применению у дыхательной гимнастики гораздо больше, чем минусов и противопоказаний, но все же они есть, и не стоит о них забывать.

Перед тем, как начинать проводить дыхательную гимнастику со всеми ребятами, необходимо ознакомиться с их медицинскими картами. Так, дыхательную гимнастику не рекомендуют делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях.

В работе с детьми мы используем дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на музыкальном занятиях; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными -используем звуковые упражнения, такие как клич индейцев (прикрывая рот рукой, издаем любые гласные звуки); и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей), даже дома, привлекая и заинтересовывая родителей. На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество. Все зависит от вашего энтузиазма и желания и дыхательная гимнастика для ребенка станет приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться.

Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения, и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.

И в заключении, о чём мне хочется сказать, что перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии Вам легко будет их показать. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.

Источники: http://active-mama.com/dyxatelnaya-gimnastika-dlya-detej.html, http://dou2.pogranichny.org/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F/, http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vliianie-dykhatelnoi-gimnastiki-na-zdorove-doshkolnika/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения