Главная » Гимнастика для детей

Значение пальчиковой гимнастики ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для развития ребенка.

На ладони и пальцах руки человека находятся множественно биологически активных точек, которые влияют на деятельность различных органов человека. Издавна было известно о взаимосвязи развития руки и речи у детей. Речевая область в коре головного мозга человека соседствуют рядом с двигательной зоной, поэтому развитие координации движения пальцев и мелкой моторики рук происходит параллельно с развитием речи. Если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то у него развита логика, память, внимание, речь. Если же мелкая мускулатура рук дошкольника слабая, то он будет отставать от сверстников в умственной деятельности.

Активизировать моторику рук помогает пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. При этом мозг ребёнка получает различные сенсорные сигналы, результат отклика на них – развитие речи, памяти, воображения.

Благодаря пальчиковой гимнастике, происходит синхронизация работы правого полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление, и левого полушария, где образы явлений и предметов получают вербальное выражение. Этот процесс осуществляется через мостик, связывающий правое и левое полушарие. Пальцевая пластика, тонкие движения пальцев, повышает работоспособность головного мозг, стимулирует развитие артикуляции, вырабатывает умение концентрировать внимание на определённой деятельности.

Начинать гимнастику следует с разминки: сжимание ручек в кулачки и разгибание пальцев. Для этого упражнения подходят резиновые игрушки – пищалки.

Параллельно комплектируются движения упражнений, произносятся тексты считалок.

Для пальчиковых игр подушечки пальчиков можно разрисовать смешными рожицами с глазками и ротиком, сверху надеть шляпки-колокольчики из бумаги. Игры с пальчиками-мальчиками подходят для познания пространственных понятий: верх-низ; право-лево; по очереди; вместе. Особенно любимы детьми театрализованные пальчиковые игры, в которых участвуют волк-собака, зайчики, черепаха-динозавр.

Эти игры развивают воображение, пробуждают интерес к творчеству.

Есть пальчиковые игры, имитирующие фигуры, пример: колечко, клювик, веер, лучики, дождик, коготки.

Для пальчиковых упражнений можно использовать мелкие предметы: пуговицы, счетные палочки, семена растений.

Выкладывая из них геометрические фигуры, ребёнок развивает не только пальчики, но и мускулатуру кисти руки, что важно для овладения письма в дальнейшем. При упражнениях со чётными палочками полезно давать задания на счёт: Сосчитайте количество палочек” ; Сосчитайте палочки всех цветов, из которых составлена фигура,” Сосчитайте треугольники и квадрат, из которых выполнена фигура.”

Нудное и монотонное занятие по переборке гречки, риса, гороха можно сделать увлекательным и полезным: выложить зёрнами силуэты фигуры нарисованному контуру эта работа требует аккуратности и тонкости в движениях рук и пальцев – ведь любое неосторожное движение, усильное дыхание, могут нарушить рисунок, смешать материал. Недолговечность результата выполненной работы не должна огорчить детей так как из одного и того же материала в следующий ряд можно создать новые фигуры.

Пальчиковые игры развивают и точность движений рук, и речь, и мозг ребёнка, стимулируют фантазию, творчество способности. Недаром известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.”

Значение пальчиковых игр

Почему многие педиатры рекомендуют родителям для наилучшего развития ребенка использовать пальчиковые игры?

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь. Подобная тесная связь присутствует и между рукой и речевым центром мозга. Адекватное развитие движений тела, мелкой моторики рук и органов речи является залогом формирования правильного произношения, дает возможность не допустить монотонности речи, нормализует её темп, помогает в правильной расстановке речевых пауз, Уменьшает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Заинтересует ли ребёнка, игра зависит по большей части от исполнения родителя. Для самых маленьких необходимо спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. В возрасте трех-пяти лет имеет существенное значение выразительная мимика и речь участника. Естественно, для выразительного исполнения взрослому следует запомнить текст наизусть.

За осуществление движения разных рук отвечают разные полушария мозга. Когда малыш начнёт без труда выполнять требуемые движения одной рукой, переходите на обучение аналогичных движений другой рукой, в дальнейшем сразу двумя руками.

В возрасте двух-трёх лет некоторые игры станут наиболее интересными, если родители для детстких пальчиков свернут бумажные колпачки-куколки. Маркером можно изобразить на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки и др.

Разучивание игр шаг за шагом

1. Родитель сначала показывает игру ребенку сам.

2. Взрослый демонстрирует игру, управляя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и малыш проделывают движения одновременно, родитель при этом проговаривает текст.

4. Малыш производит движения со своевременной поддержкой взрослого, который проговаривает текст.

5. Малыш производит движения и рассказывает текст, а взрослый поддерживает и в нужный момент помогает.

1. Не начинайте играть с малышом холодными руками. Предварительно их можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2. При присутствии в новой игре не знакомых ребенку персонажей или слов, первым делом объясните, что это такое, применяя все те же картинки или игрушки.

3. Пальчиковые игры с малышами в возрасте до 1.5 лет осуществляйте как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребёнка.

4. Малышам старше 1.5 лет периодически можно предлагать осуществлять движения вместе.

5. Не забывайте про максимально выразительную мимику.

6. Проводите игру весело, поощряйте успехи.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.


Что дает пальчиковая гимнастика детям?
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами. Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).

3. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
катать крупу между большим и указательным пальцами;
придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!

4. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.

Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать. Педагог предлагает родителям выполнить задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

5. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).
Педагог предлагает родителям сложить из спичек мороженое.


Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке — пирожное,
Ну а мне — мороженое.

6. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для оставления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.


Памятка для родителей.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать
Различные виды мозаик.
Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
Пористые губки, резиновые мячи: шершавой поверхностью, резиновые эспандеры.
Цветные клубочки ниток для перематывания.
Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узла. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
Спички с обрезанными головками.
Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).
Семена, мелкие орешки, крупа.
Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
Пластилин.
Бумага для плетения, складывания.
Разнообразный природный материал.
Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание родители! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

Источники: http://prepod.moy.su/publ/znachenie_palchikovoj_gimnastiki_dlja_razvitija_rebenka/1-1-0-18, http://www.raut.ru/article/znachenie_palchikovih_igr.html, http://xn--267-5cdtbf0hi.xn--p1ai/index.php/poleznye-stati/26-znachenie-palchikovykh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения