Главная » Личность ребенка

Духовно нравственное развития личности ребенка

Условия нравственного развития личности ребенка

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для нравственного развития детей Уже в раннем детстве ребенок усваивает многие предметных действий, изучает способы использования предметов Это формирует ее как носителя общ пильного способа выполнения действий, образца, в которым нужно себя сравнивать Она пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми, открывает законы (нормы поведин ки), по которым происходит их взаимодействие Пытаясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведенияінки.

Моральный развитие - уровень усвоен представлений о моральных нормах, сформированность нравственных чувств и нравственного поведения

Усвоение нормативов поведения имеет первостепенное значение для развития личности ребенка как социального существа В дошкольном детстве она через общение со взрослыми, сверстниками и детьми другого е ику усваивает социальные нормы и правила поведения: постепенно начинает понимать и осознавать их значение * в общении с Другими людьми производит привычки поведения; проникается определенным эмоциональным отношение м к нормам поведения в сюжетно-ролевых играх дошкольных моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых Его все больше интересуют отношения между людьми и смысл их труда Исполняя роли, ребенок учит ся действовать в соответствии с принятыми в обществе моральных норнорм.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и поступках

В сфере нравственных понятий, суждений, представлений дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, прежде пониманием моральных требований, критериев моральной оценки Они учатся в обровильно соблюдать нормы морали, даже если его нарушение связано с личной выгодой, и уверены в безнаказанности Овладев моральным поведением, могут сделать правильный моральный выбор н е на словах, а в действии В сфере их морально-ценностных переживаний возникают морально Ценные и морально одобрены отношение к другим людям Так формируются гуманистические, альтруистськи чувства и отношение: Внимание а к нуждам и интересам других, сопереживание чужим бедам и радостям, чувство вины из-за нарушения норнорм.

Все моральные нормы закрепляют социальный способ поведения, констатируют, что можно, а чего нельзя делать (\ Нельзя обманывать взрослых\ , \ Маленьких нельзя обижать\ и др.) Свидетельством сформированности понимание моральной нормы есть объяснение ребенка, чем ее необходимо соблюдать Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия для себя или н а требования взрослых, например: \ Нужно говорить правду, а то узнают и накажут\ , \ Нужно делиться игрушками Потом кто-то поделится с тобой\ Старшие дошкольники уже понимают общественную суть мора ной нормы, осознают ее объективную необходимость для регулирования взаимоотношений между людьми Для них важное значение имеют интересы, желания других людей В своей речи они употребляют слова, позначают ь моральные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и др.обрий, забіяка, жадібний, чесний, ябеда та ін.).

Дошкольник, наблюдая последствия соблюдения или нарушения нормы, легче понимает ее содержание и применяет к себе Чем конкретнее норма ближе к его опыта, тем легче ее понять Ребенок не только розу умеет ее, но и относит к определенной категории (\ хорошо\ - \ плохо\ ), стремится дать оценку В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок связан с оценкой взрослыми поступков детей Они легче ро сумеют и оценивают качества, которые чаще оценивает взрослый Старший дошкольник может инициировать разговор с родителями и воспитателями о том, что \ хорошо\ , а что \ плохо\ У них возникают эталоны-образцы, содержащие во обобщенные представления о положительную или отрицательную поведение в жизненных ситуациях Дошкольник соотносит свое поведение с поведением конкретных взрослых, а также с обобщенными представлениями есть с овнишний образец поведения взрослого переходит во внутренний план дошкольника, расширяет возможности его нравственного развития, который зависит также от ее способности соотносить свои действия с моральными ета лонамті співвідносити свої дії з моральними еталонами.

Моральный эталон - образецвысоконравственной личности, наделенной добродетелью, благородством и т.д.

В дошкольном возрасте оценка взрослого ощутимо влияет на поведение ребенка, поскольку он является образцом, эталоном, с которым она сравнивает себя и свои действия с помощью положительной оценки взрослый фиксирует пра авильний способ поведения, отрицательной - разрушает ложный Влияние оценки на нравственное развитие ребенка зависит от умения педагога использовать его педагогический потенциал Для этого ребенок должен соотв и дать таким требованиямам:

- объективность и тактичность В поступке сначала выделяют положительные стороны, о негативных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем недоволен взрослый Оценивать нужно не д ребенка, а его поступок К санкций следует прибегать в исключительных случаях, показывая, как нужно действоватьти;

- ориентированность на поведение ребенка Не стоит сравнивать ее с другими детьми, чтобы не унижать, не разрушать совместной деятельности;

- дифференцированность Общие оценки ничего не дают для развития личности Нужно, чтобы ребенок знал, какие именно действия, поступки оценивают взрослые Вследствие этого она повторять определенные действия, чтобы снова заслужить положительную оценку, и избегать тех, что вызывают осуждениеуд;

- сочетание вербальных и невербальных способов воздействия Результатом овладения моральным соотнесением

действий является внутреннее благополучие ребенка, от осознания идентичности своих поступков положительной модели или дискомфорт - отрицательной Неодобрение негативной модели организует волю ребенка, стимулирует ее к пра агнення отвечать своими поступками положительныей.

Для эффективного формирования положительных личностных качеств путем соотнесения поступков ребенка с нравственными эталонами нужно, чтобы взрослые общались с ней доверительно, доброжелательно, выражали уверенности енисть в том, что она не может не соответствовать положительной модели Видение взрослым будущего поведения дошкольника соответствующей положительному эталону способствует его полноценному нравственному развитиюу.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Елена Борисоглебская
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Воспитание определяет все сферы личности ребёнка:

- психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни;

- социальную, формируя навыки жизни в обществе;

- социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности;

- духовную, наполняя - её высшими чувствами и образами.

Задача ДОУ дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

- дать начальные православные представления и понятия о российском народе его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

- воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам - примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;

- воспитывать духовно-нравственные чувства;

- воспитывать любовь к родной природе.

- формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно- нравственную жизнь («созидателя» и «преобразователя».

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка происходит путём:

- развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирование умения делать самостоятельный нравственный выбор;

- содействия развитию речи детей: обогащению словаря;

- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;

- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями духовной музыки, живописи, иконописи и т. п.

Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребёнку овладевать умениями и навыками в области эмоционально – волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) .

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям — народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа.

Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность.

Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка.

Детский фольклорный праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.

Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков, дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.

Воздействие народных праздников, чтения художественной литературы, произведений духовной музыки, живописи, иконописи, театрализованных представлений на ребенка - является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Духовно нравственное развитие личности

Жизнь человека состоит как правило из ступеней развития личности.

В процессе учебы и работы он не только получает знания, но и формируется его собственное я. Поэтому порой получив образование люди не испытывают желание работать в этом направлении, понимая, что выбрали его неосознанно, под влиянием внешних причин.

Общаясь с другими людьми, человек пытается найти то, что его интересует больше, в чем его истинное предназначение, что доставляет ему душевный и физический комфорт.

Происходит духовно нравственное развитие личности и человек начинает искать себя в других областях.

Человеку нужна самореализация, поэтому он заводит хобби, или меняет область своего труда.

Однако так поступают не все, некоторые не могут в силу причин отказаться от работы и остаются с нереализованными планами и надеждами.

Эти люди не будут лидерами, так как они бояться принять решение и что-то изменить в своей жизни.

Уровни духовного развития человека

Существует несколько уровней духовного и личностного роста, которые дают оценку человеку на всех стадиях его развития.

Так невежественную личность интересуют только материальные потребности и ничего более.

Неразвитая личность имеет пытливый ум, базовые ценности, но все также ориентирована больше на материальные ценности.

Такими обычно бывают дети, которые на пути формирования еще не имеют собственного мнения, но уже готовы принять любое учение и духовное развитие.

Развитые личности занимаются самопознанием, изучают возможности самореализации и самосовершенствования, в этом и заключается концепция духовно нравственного развития личности .

Занятия творчеством как путь к духовному развитию

Часто таким способностям помогают занятия творчеством, которое раскрывает истинное «я» каждой личности.

Гармоничное развитие личности можно начать с раннего детства, занимаясь с ребенком танцами, чтением, музыкой, различными видами художественного и прикладного творчества.

Так формируется особый мир ребенка, богатый познаниями и подкрепленный навыками. Он не только учится познавать мир, но и получает эмоциональное, гармоничное и духовное развитие, а также растет в гармони и здоровье.

Если нет возможности заниматься с ребенком самостоятельно, то можно отдать его в специализированный детский сад или школу с углубленным развитием.

Духовное развитие ребенка очень важно, ведь он не вырастет просто потребителем, а научится понимать, что получение знаний являются основной частью жизни.

Разносторонние занятия помогают ребенку выбрать то, что ему по душе, и он получит не только знания, но и духовное развитие, откроет для себя мир музыки, танца, других искусств.

Чем больше будет вложено в его духовное развитие в детстве, тем меньше он встретит сложностей на своем пути в будущем, так как будет осознанно принимать решения.

Из таких детей часто вырастают лидеры, очень эмоциональные и многогранные, обладающие качествами перфекциониста и ставящие далекие цели.

Духовность – как один из этапов формирования личности

Само понятие духовности каждый понимает по-своему.

Одни связывают его с церковью, другие считают, что духовность – это высокие нравственные качества человека, душевная чистота и внутренняя гармония.

Третьи считают это кругозором, воспитанностью и культурой.

На самом деле это те качества, которые воспитывает в человеке его душа. В процессе переживания каких-то эмоций, положительных или отрицательных формируется собственный взгляд на мир. Умение отстаивать свое мнение, верить в высокие идеалы, уметь противостоять обстоятельствам формируют сильную личность, воспитывают характер.

Общество получает мыслящего человека, который способен сам принимать решения, а не идти на стороне большинства, так рождается лидер.

Его интересы в духовном и интеллектуальном развитии преобладают над материальными целями. Он не просто потребитель, а человек, который ценит знания выше, чем все остальное.

Возможность формировать команду личностей, ведущую к успеху

Так грамотный руководитель будет использовать новейшие разработки в области знаний, чтобы продвинуть свою организацию вперед, и дать возможность своим сотрудникам развиваться.

Он стимулирует самопознание и духовное развитие личности в каждом, ведь ему интереснее работать с думающими и неординарными личностями, чем с обычными людьми, которые машинально выполняют свои обязанности, и стоят на месте.

Возможность проводить тренинги, устраивать коллективный мозговой штурм для решения задачи, все это заставляет организацию двигаться веред, искать новые пути развития.

С возросшим потенциалом каждого сотрудника растет и мощь самой компании.

Руководитель должен заботиться не только о духовном, но и о физическом развитии сотрудников, проповедовать здоровый образ жизни.

Многие корпорации предоставляют абонементы на посещение спортивных залов, устраивают тренинги на свежем воздухе, дают возможность съездить в отпуск за счет организации.

Все это стимулирует работника, он чувствует заботу к себе, и работает с большей отдачей.

Любое духовное и физическое развитие личности гармонично влияет на сознание человека, делая его сильнее, крепче духом и морально устойчивей.

Чем раньше начать это развитие, тем больше шансов воспитать зрелую личность, лидера по натуре.

Духовно нравственное развитие личности

0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5

Источники: http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/umovi_moralnogo_rozvitku_osobistosti_ditini.htm, http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-vazhneishaja-sfera-razvitija-lichnosti-reb-nka.html, http://sandulskaya.com/duxovno-nravstvennoe-razvitie-lichnosti/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения