Главная » Личность ребенка

Роль деятельности социализации личности ребенка

North Kazakhstan State University named after M. Kozybayev,

Summary. This article discusses the current state of the clubs in the community. We present the objectives and activities of youth clubs. Disclosed their role in the process of socialization of the individual pupil.

Key words: Pupils; socialization of the individual; club activities.

Проблема организации клубной деятельности подростков во все времена была в центре внимания ученых – педагогов, психологов, социологов. В психо­лого-педагогической и социально-педагогической науке было проведено боль­шое количество исследований, в которых рассматривались возможности клуб­ной деятельности в формировании отдельных качеств личности воспитанника (Т. А. Ветошкина, С. Э. Кера, Е. Е. Маслова и др.), особенности организации клубной деятельности в образовательных учреждениях (Е. Е. Ахметова, А. Е. Романов, Е. Е. Харькин и др.), по месту жительства подростков (Е. Е. Жда­нов, И. Е. Василенко, В. В. Полукаров и др.). Но, несмотря на значительные ис­следования данного вопроса, на сегодняшний день остается острой проблема возрождения и совершенствования клубной деятельности, т. к. воспитательный потенциал клубной деятельности является одним из основных факторов эф­фективной социализации воспитанников.

Нами была определена цель исследования: выявление современного со­стояния деятельности клубов на территории г. Петропавловска Северо-Казахстанской области и их роли в социализации личности воспитанника.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе исследования было изучено современное состояние организации и дея­тельности клубов на территории г. Петропавловска. На втором этапе была изу­чена практическая деятельность и роль клуба «Кайсар» в социализации лично­сти воспитанников, при личном участии соавтора в период прохождения педа­гогической практики. На третьем этапе ставилась задача – обобщить результа­ты деятельности клубов для использования их в воспитательных целях.

Первый этап исследования позволил нам сформулировать выводы следую­щего характера: одним из важнейших условий для всестороннего развития и со­циальной адаптации детей и подростков, раскрытия и реализации их творческого потенциала является функционирование детско-подростковых клубов. Клубы со­здаются с целью организации досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства, для воспитания активной жизненной позиции и здорового образа жизни, формирования социальной культурной среды и координации деятельно­сти, повышения культурного уровня, толерантности у воспитанников.

На втором этапе исследования нами были получены следующие данные: на территории г. Петропавловска осуществляют свою деятельность 17 клубов

Для детей, подростков и молодежи. Данные клубы расположены практически во всех микрорайонах города и охватывают деятельностью около 3000 детей. Особое внимание при создании клубов отводится окраинам города, в частности Рабочему поселку, районам Кожевенного завода, Бензостроя, ДСР; поселку «Заречный», 19-му и 20-му микрорайонам. Клубы расположены как на базе общеобразовательных школ (12 клубов), так и в отдельно стоящих зданиях (5 клубов). Занятия в кружках проводятся бесплатно, наполняемость каждого кружка составляет в среднем 15 человек.

Приоритетность дворовых клубов заключается в том, что они наиболее открыты и свободны от стандартного подхода, постоянно обновляется их со­держание с учетом запросов социума, совершенствуются методы и формы рабо­ты с детьми. Каждый клуб имеет свой годовой план, а педагоги – рабочие учеб­ные программы. В кружках занимаются дети от 7 до 17 лет, поэтому задача пе­дагогов-организаторов заключается в планировании мероприятий таким обра­зом, чтобы было интересно всем, независимо от возраста воспитанников.

Направления и содержание клубной деятельности обеспечивает воспи­танникам духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое и физическое развитие, удовлетворяет их творческие и образовательные потребности.

Структурным подразделением государственного учреждения «Городской детско-юношеский центр внешкольной работы» акимата г. Петропавловска яв­ляется детско-подростковый клуб (ДПК). ДПК «Кайсар» является досуговой ор­ганизацией для детей по месту жительства, деятельность клуба направлена на решение цели – обеспечить целостный, непрерывный подход к формированию и развитию личности подростка, способствовать созданию единой действенной системы воспитательных воздействий клуба, школы, семьи и общества, форми­ровать активную жизненную позицию у учащихся.

С целью обеспечения организованного досуга детей и подростков в клу­бах систематически в течение года проводятся мероприятия. Это различные конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, встречи, вечера и другие массо­вые мероприятия.

Творчество доставляет удовольствие и инициирует как дальнейшую внутреннюю духовную работу, так и деятельность по освоению и присвоению внешних культурных воздействий в соответствии с индивидуальностью челове­ка. Поэтому можно сказать, что один из наиболее эффективных путей развития личности – это творчество.

Кроме этого, ДПК «Кайсар» осуществляет сотрудничество со средней шко­лой № 10, в рамках которого разработана программа, направленная на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанни­ков, осуществление психофизического комфорта, оказание им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррек-ционно-развивающей деятельности; развитие у подростков осознанного отноше­ния к своему поведению, поступкам, которые они совершают, и их последствиям.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выво­ды: клубная деятельность в том случае будет способствовать эффективному процессу социализации личности, если:

– содержание клубной деятельности будет учитывать личност­ные интересы и потребности социума;

– если процесс и результаты деятельности клубов способствуют установ­лению социальных взаимоотношений, сотворчества воспитанников с педагоги-зированной социокультурной средой (система «дворовый клуб – школа»).

©ЧемодановаГ. И. © Колоколова К. А.

5. Таирзаде Н. А. О мусульманских училищах в Азербайджане в конце 40-х в 50-е годы XIX в.// Материалы по истории Азербайджана. Труды Музея истории Азербайджана. Т. 5. – Баку, 1962 ; Сборник сведений о Кавказе. Т.; Тагиев Г. Н. Библиотечное дело в Азербай­джане (на азерб. яз.). – Баку, 1964.

Социализация личности

Определение понятия социализации

Социализацияличности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Структура социализации

Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности. всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества. социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Факторы социализации

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

Институты социализации

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Стадии (этапы) социализации

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
    • ранняя социализация. охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
    • стадия обучения. включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
    • Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы зрелого возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
    • Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

    Шимаковская К.К. Роль экспедиционной деятельности в развитии и социализации личности ребенка

    Роль экспедиционной деятельности в развитии и социализации личности ребенка

    МБОУ ДОД Станция юных натуралистовНевьянского городского округа (г. Невьянск)

    В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большими потенциальными возможностями для этого обладает туристско-краеведческая деятельность. Туризм, как вид деятельности, необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность» [1]. Важное значение в системе туристско-краеведческой деятельности учащихся, наряду с экскурсиями, с походами выходного дня и многодневными походами, занимает экспедиционное направление работы. Данное направление работы (при условии ее организации на определенных принципах и правилах) является эффективным средством социализации и воспитания школьников. Оно выполняет образовательно-познавательную, воспитательно-развивающую и оздоровительную функции. Экспедиционная деятельность занимает одно из важнейших мест в работе творческих объединений «Юный археолог» и «Занимательная минералогия». Исследовательские экспедиции проходят не только в летнее время, но и в осенний и весенний периоды. Они включают: разведки и мониторинг (поиск и фиксация археологических памятников, поиск месторождений минералов, горных пород), археологические и палеонтологические раскопки, геологические работы на месторождениях, полевые школы и т.д. Территориально экспедиции охватывают Северный, Средний и Южный Урал. В полевой сезон 2014 года учащиеся побывали в таких экспедициях, как исследование Мурзинского самоцветного района; участие в археологических раскопках пещеры Туристов на р.Чусовой; работа в составе комплексной экспедиции по исследованию наскальной живописи Каповой пещеры; международная геологическая школа в Миассе; палеонтологическая экспедиция по изучению «естественного кладбища» мамонтов на Северном Урале. Возраст школьников, участвующих в экспедициях, 12-16 лет. Это самый сложный из всех детских возрастов – подростковый. Именно в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, то есть к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Имея за плечами более чем десятилетний опыт участия и проведения различных экспедиций, я бы хотела выделить особые принципы и совокупность педагогических условий, при которых экспедиционная деятельность выступает эффективным средством социализации и воспитания подростков. Необходимым условием успеха не только экспедиции, но и воспитания в целом является использование личностно-ориентированного подхода. В экспедиции ярче проявляются все личностные качества человека. Изучение мотивационной стороны учащихся, анализ способностей и склонностей каждого ребенка, помогает понять, что лежит в основе желания участвовать в экспедициях, а значит и подобрать каждому дело по душе. Первоначально нужно включить ребенка в разные виды работ (раскопки, камеральная работа, составление планов, работа с техникой и т.д.). Становление навыков практической деятельности, выбор более привлекательных для каждого воспитанника форм и рода занятий подводят его к необходимости самоопределения, причем не только профессионального, но и как члена коллектива. Очень важное место занимает подготовительная работа над формированием и сплочением коллектива. Это можно и нужно организовать через однодневные и многодневные походы, общие дела и т.д. Экспедиция должна стать уже завершающей стадией формирования ученического коллектива. Для меня, как педагога, успешностью экспедиции является даже не её научные результаты, а общая атмосфера экспедиционной жизни, её насыщенность, разнообразие, дружеское сотрудничество, взаимоуважение и товарищество. Система поручений и наделение каждого ребенка обязанностями, важными для существования коллектива (дежурства, костровой, ответственный за съемку и т.д.) воспитывает, со временем, в ребятах особую ответственность. Самостоятельность должна стать неотъемлемой частью их жизни. Это очень важно для самоутверждения подростков. Особенностью моих экспедиций является выстраивание отношений с ребятами на равных, как со взрослыми людьми. Возникла проблема – обсуждаем вместе, совместно ищем решение. Наряду с научной деятельностью, обязательно наличие продуманного содержательного досуга (теоретические и практические занятия, участие в экспериментах, работа на маршрутах, ролевые и полигонные игры и т.д.). Разнообразие видов деятельности удовлетворяет естественную познавательную потребность, способствует творческому самовыражению воспитанников. Таким образом, у подростков вырабатывается интерес к экспедиционной деятельности, к археологии и минералогии как наукам, что в дальнейшем позволяет поддерживать и познавательный интерес ребят к научно-исследовательской работе. Таким образом, социализирующая роль экспедиционной деятельности заключается в том, что развиваются такие качества как коллективизм, взаимопомощь, самоотдача, решительность, ответственность, самостоятельность и другие. Воспитанники, участвующие в экспедиционной деятельности, отличаются более высоким уровнем социальной адаптации, познавательной активности, инициативностью, вообще активной жизненной позицией. Литература:

    1. Энциклопедия ума/ автор-сост. С.Дмитриенко.– М.:ОЛМА,2007.– 606с.

    Похожие записи

    Юрова С.Н. Создание безопасных условий в дополнительном образовании детей МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

  2. Шабалина А.А. Выездные мастер-классы как доступная форма организации творческой деятельности детей и подростков

    Шабалина А.А. Выездные мастер-классы как доступная форма организации творческой деятельности детей и подростков МБОУ

  3. Источники: http://www.vash-psiholog.info/sotsios/20614-klubnaya-deyatelnost-i-ee-rol-v-socializacii-lichnosti-vospitannika.html, http://psy-diplom.ru/shpargalki/socializaciya-lichnosti/, http://iac66.ru/2014/11/426/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения