Главная » Личность ребенка

Требовательность уважение личности ребенка

Требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка

Неограниченная вера в человека, уважение к нему должны сочетаться с требовательностью. Чем больше мы любим ребенка, верим в его силы и уважаем его, тем требовательнее мы должны быть к нему во имя развития его творческих сил и способностей. Уважение к человеку и требовательность к нему – характерная черта отношений. Можно сказать, что мерой уважения к человеку является мера требовательности к нему. Чем больше мы требуем от человека, тем больше, следовательно, мы уважаем его.

Воспитание детей в семье не мыслится без требования и строится на его основе. Там, где нет требования, нет и воспитания. Родители обязаны требовать не потому, что им так хочется, а потому, что они не имеют права не требовать. Понимание этого предостерегает родителей от слабости при предъявлении требований и дает им силу для спокойного и уверенного преодоления упрямства и недисциплинированности отдельных детей.

Дети всех возрастов, даже подростки и юноши, не обладающие еще достаточно сформировавшимся характером и твердой волей, всегда ищут надежную опору у родителей, которым они вверяют свое будущее.

Требовательность – один из основных принципов нравственного воспитания. Все члены семьи должны выработать единую и постоянную линию требований к своим детям. Беда многих семей не в том, что там не требуют от детей, а в том, что требования эти сплошь да рядом носят «разовый» характер. Отец вспылил, разгорячился и. «потребовал». А назавтра он успокоился, впал в благодушное настроение и сам забыл, что вчера требовал. При такой бессистемности требований ни о каком нравственном воспитании не может быть речи. Надо помнить, что сила требования – в его последовательности и непрерывности. Причем для ребенка должны быть ясны те требования и правила, которые ему предписывает школа и семья. Требовательность должна быть «в большом и малом». Оторванная пуговица, неряшливый внешний вид, небрежное отношение к подготовке домашних заданий, раздражительный тон, грубая реплика, неприветливое слово со взрослыми и т. д. – все это как будто «мелочи», но на них воспитывается характер подрастающего человека.

Максимально точной должна быть и сама форма требовательности. В главе «Педагогический такт» мы подробно останавливаемся на вопросе о том, как тесно связана внешняя форма требовательности с самой мерой требования, с восприятием этого требования, с выражением эмоций воспитателя. Это тем более важно знать, что форма педагогической требовательности во многих семьях выражается в уговаривании и сюсюканий с детьми, которые нередко сочетаются с оскорбительной грубостью и нервной раздражительностью. Поэтому так важно сочетание требовательности с уважением к ребенку. Педагогический такт и есть та форма требовательности, в которой проявляется уважение к ребенку.


Педагогика

Частные принципы организации воспитательной работы: принцип уважения к личности ребенка

Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие . педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности.

2.11. Уважение к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему

Уважение педагога к учащемуся - это уважение к ребенку, подростку, юноше или девушке как к личности, это недопустимость личности учащегося, оскорбления его человеческого достоинства.

Проблема личности, писал А.С.Макаренко, может быть решена, если в каждом человеке видеть личность. Отношение к учащемуся как к личности - дело, требующее преодоления больших и малых противоречий, постоянно возникающих в процессе общения преподавателя с учащимися. Это сложная работа ума и сердца педагога.

Дети бывают невольно жестокими, нередко грубыми, циничными, замкнутыми и озлобленными. У них могут быть дурные привычки и наклонности. И как бы ни было трудно, человек, избравший делом своей жизни педагогическую профессию и тем самым добровольно возложивший на себя все связанные с ней обязанности, призван уважать детей и быть терпимым ко всем без исключения учащимся. Неуважение к детям мстит за себя их недоверием.

Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность к нему. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство А.С.Макаренко выразил так: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему.Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но если ее потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учащимся как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в процессе формирования его личности. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз преподавателя.

Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она не была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима и не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности учащегося. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично сочетается с требовательностью к себе, с учетом мнений своих воспитанников о себе.Чтобы успешно сформировать личность, усилия педагога должны встречать ответную положительную реакцию. Можно сказать, что воспитание - это эффект взаимной благожелательности, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между преподавателем и учащимся.

Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке. Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность.

Осознание своего успеха в каким-то одном деле является для ребенка могучим источником моральной стойкости в преодолении трудностей в других делах. Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные особенности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.

В учебной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, кто плохо учится, ленится, пренебрегает интересами коллектива, общественными обязанностями и поручениями. Однако даже у самых, казалось бы, негативных ребят есть стремление к нравственному совершенствованию, которое легко погасить, общаясь только окриками, упреками и интонациями. Это стремление надо поддержать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малозаметные порывы учащегося разрушить привычные формы поведения

Источники: http://www.v-ratio.ru/deti/11-trebovatelnost.html, http://www.pedpro.ru/education/15/300.htm, http://www.studfiles.ru/preview/5733984/page:11/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения