Главная » Личность ребенка

В каком возрасте у ребенка формируется личность

Мечта каждых любящих родителей – это ребенок, из которого впоследствии вырастет полноценная личность. Любые заботливые родители хотят, чтобы их кроха стал уверенным, самодостаточным, добрым и честным человеком. А вместе с тем формирование личности ребенка полностью зависит от родителей, от той среды, в которой воспитывается малыш, а также правил этики и морали, заложенные в детстве.

Личность или индивидуальность?

Очень часто становление личности путается с индивидуальностью. К сожалению, такое заблуждение очень распространено, многие родители не понимают, в чем разница между двумя этими понятиями.

Индивидуальность – это характерные черты, которые чаще всего заложены в ребенке при рождении. К примеру, некоторые дети изначально лучше сверстников умеют рисовать или петь. Эти качества относятся к индивидуальным, поэтому их ни в коем случае нельзя путать с личностными.

Личность – это сформированная система качеств, которые были привиты на разных этапах развития. На становление самодостаточной личности можно и нужно влиять, закладывая в характер малыша уверенность, дисциплинированность и ответственность.

Когда зарождается личность?

Действительно, когда она зарождается? В два, семь, десять или шестнадцать лет? Многие родители полагают, что становление личности происходит в старших классах, в этом заключается главная ошибка. К этому возрасту личность ребенка уже давно сформирована, и заложить в нее отдельные качества уже не представляется возможным. По данным исследований детских психологов и педиатров, становление личности происходит в очень «нежном» возрасте – от двух до пяти лет.

Основными признаками становления детской личности является:

  • умение описать основные черты своего характера (например, добрый, веселый, подвижный и т.д.);
  • ребенок уже полностью осознает правила поведения как дома, так и в социальной среде. Он должен понимать, что такое «плохой поступок», а также его последствия;
  • ребенок должен уметь адаптироваться к новой среде, принимая нормы и правила окружающей обстановки. К примеру, в садике он должен легко существовать в новом коллективе, участвовать в его жизни, а также подчиняться внутреннему распорядку и режиму;
  • ребенок должен усвоить основы дисциплины.

Только когда эти качества будут присутствовать у ребенка, можно судить о формировании личности. Чтобы этого достичь, родителям придется приложить немало усилий. Но разве не в этом заключается их жизненная цель?

Главные помощники и учителя – родители

То, какими вырастут наши дети, зависит полностью от нас самих, поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал настоящей харизматичной личностью, следует с детства его учить быть:

  • ответственным;
  • дисциплинированным;
  • уверенным в себе;
  • развитым и всесторонне образованным.

Чтобы все эти качества присутствовали в ребенке, необходимо обеспечить благоприятную обстановку дома, а также создать лучшие условия для развития вне семьи. Речь идет о занятиях в кружках, секциях, посещении культурных мероприятий, выставок, театральных постановок.

Формирование личности – это сложный и емкий процесс, который требует колоссальной самоотдачи от родителей, но результат того стоит!

Навигация по записям

Формирование характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

- взрослых со взрослыми,

- взрослых с детьми,

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный комплекс двоечника : ребенок перестает стараться, потому что он все равно двоечник .

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое нововведение в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их антагонисты .

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

- суждения окружающих людей о жизни,

- поступки окружающих людей,

- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

- кино и другие медиа-образы,

- господствующая идеология в обществе.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Первоочередные задачи детской психологии и дошкольной педагогики — формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особый интерес представляет исследование, изучающее взаимосвязь личности и мышления (Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова).

В основе формирования личности лежат развитие самосознания и предличностные образования, которые закладываются уже в младенческом возрасте. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Малыш живет в социальной среде, и первые его потребности в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле обеспечиваются взрослым, ухаживающим за ним (рис. 15).

Большое значение для дальнейшего развития ребенка имеют потребности получения новых впечатлений. Но совершенно особое значение получает возникновение социальной потребности — общение с другим человеком.

Все проявления малыша находятся в ситуации, связанной с ухаживающими взрослыми. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. В исследовании М.И. Лисиной отражено формирование общения детей со взрослыми как фактор развития личности ребенка.

Первая форма общения — ситуативно-личностная — формируется в возрасте от 0 до 6 мес. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, вызывает эмоциональное общение в виде комплекса оживления в ответ на обращение взрослого.

Во взаимоотношениях матери и ребенка выявляется специфическая активность со стороны последнего. Он отвечает матери, инициативно привлекая ее внимание к себе. Инициативность в проявлении младенца к ухаживающему взрослому — важнейший фактор развития личности ребенка, в дальнейшем играющий роль формирования социального развития в познавательной деятельности.

На этом фоне в возрасте от 6 до 12 мес. возникает вторая форма общения — ситуативно-деловая — общение на фоне практической деятельности взаимоотношений взрослого и ребенка.

В возрасте овладения ходьбой появляются возможности непосредственного общения с окружающими предметами. Малыш находится во власти зрительных восприятий, побуждающих его к действиям. В связи с этим на 2-м году жизни у детей часто воздают конфликты со взрослыми, чьи запреты иной раз вызывают у них протест. Это проявление кризиса 1-го года жизни малыша. Ребенок трудно управляем, и требует особого внимания со стороны взрослого в удовлетворении своих потребностей. В процессе деятельности, жизненных ситуаций малыш начинает отделять себя от окружающих предметов, понимая, что он сам представляет собой совершенно другое. Центральную роль в самоопределении ребенка играет выявление своих возможностей. У малышей появляется чувство самоценности.

На протяжении 2-го года жизни формируется очень важное свойство ребенка. Малыш начинает контролировать свои действия, опираясь на позицию взрослого, оценивает свою деятельность. Часто, уже хорошо понимая слово нельзя , ребенок сам себе дает установку — говорит нельзя , но делает то, что ему хочется, так как запреты пока еще очень сложны для малыша. Но ориентировка на поведение взрослых и их установка у него уже начинает формироваться.

Овладение речью позволяет от чисто практического общения перейти к третьей форме общения — внеситуативно-познавательной, когда детей все больше привлекают явления, происходящим в социальной среде. Это характерно для ребят более старшего возраста — от 2 до 6—7 лет.

К концу 3-го года жизни у ребенка возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости.Наступает кризис 3-х лет. Отечественный психолог Л.И. Божович связывает новообразование кризиса 3-х лет с появлением системы Я-представлений о себе.

Составляющие концепции этой системы следующие:

  • когнитивная - представление индивидума о самом себе;
  • оценочная - восприятие того, как, по его мнению, его оценивают другие;
  • поведенческая - эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе.

Дети постепенно усваивают родительские ценности, предлагаемые взрослыми, однако ребенок проходит этот путь непросто, что проявляется кризисом 3-х лет, который описан Л.С. Выготским. Это переходное состояние выражается следующими особенностям в поведении ребенка:

  • проявление негативизма (стремление сделать наоборот);
  • упрямство (не потому, что хочет, а потому что потребовал);
  • строптивость (бунтует против привычных правил);
  • своеволие (желание все сделать самому).

Кризис 3-х лет — закономерный ход развития личности ребенка. В этот период утверждается собственное Я . Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам и испытывает желание поделиться своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых и одобрение его действий с их стороны рождает чувство собственного достоинства. Формирование личности ребенка - одна из первостепенных задач, стоящих перед семьей и образовательными учреждениями. И хотя имеются определенные закономерности развития, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален как личность - и это нужно учитывать при его воспитании.

Переход на другие статьи методического пособия:

Источники: http://mam-sovet.ru/category/deti/formirovanie-lichnosti-rebenka.html, http://azps.ru/articles/cmmn/formirovanie_haraktera.html, http://ejeweek.ru/show_item.php?id=251

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения