Главная » Личность ребенка

Влияние среды на развитие личности ребенка

Влияние среды на развитие личности ребенка — реферат

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния средовых факторов на развитие личности ребенка……………………..5

Развитие личности ребенка…………………….………………………9

Роль среды в развитии личности дошкольника………………………17

Глава 2. Исследование влияния средовых факторов на развитие личности ребенка……………………………………………. 22

2.1. Организация и методы исследования……………………………………22

2.2. Результаты исследования…………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………………….…. 33

В настоящее время внимание психологов, физиологов, морфо­логов, генетиков и т. д. привлечено к дошкольному возрасту, по­скольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы при благоприятных условиях жизни и воспитания интенсив­но развиваются различного рода практические, умственные и ху­дожественные способности, начинают формироваться первые нрав­ственные представления, чувства и привычки, вырабатываются черты характера. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали на то, что в дошкольном возрасте закладываются основы буду­щей личности, и от того, как в этом возрасте осуществляется вос­питание ребенка, во многом зависит его будущее.

Одной из основных проблем детской психологии является про­блема движущих сил и причин развития ребенка. В противопо­ложность широко распространенным в США и Западной Европе биологическим концепциям в советской психологии Л. С. Выгот­ским, Н. А. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном было выдвинуто положение о решающей роли в психическом развитии ребенка ус­ловий жизни и воспитания, при которых происходит овладение детьми общественным опытом, приводящее не только к накопле­нию известной совокупности знаний и умений, но и к формирова­нию специфически человеческих душевных качеств и способнос­тей. [11; 300]

В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретной форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка в стремлении быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему.

Тема 2. Ребенок и социум

2.1. Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Трушина Ольга Александровна

МБОУ СОШ с. Наровчат

Пензенская область, с. Наровчат

Влияние образовательной среды на формирование личности учащихся подросткового возраста

Изменения, происходящие в нашей стране на современном этапе ее раз­вития, порождают новые требования к системе образования и воспитания. Эти изменения проявляются, прежде всего, в смене образовательной пара­дигмы, направленной на создание личностно развивающей образовательной среды.

Школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и пу­тей, по которым можно идти и развиваться, а в помощь предлагаются окру­жающие его взрослые (в первую очередь - педагоги), которые в силу своей социальной, профессиональной иди личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную помощь и поддержку.

Роль педагога на этом пути сводится к четкой и последовательной ори­ентации школьника на определенные пути развития с учетом его личност­ных достижений и опорой на логику его развития. Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Согласно Л.И. Божович, «путь формирования личности ребенка заклю­чается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния ок­ружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности». Следовательно, речь идет о сложном процессе взаимодействия между субъектами образовательного процесса, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитие ученика и принятие им ответственности за выбор и решение кон­кретной проблемы.

Сильнее всяких методик воспитывает среда, а следовательно, главной задачей школы является поддержание и развитие такой образовательной среды, которая будет формировать личностно значимые качества и обеспе­чивать благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения учащихся на всех возрастных этапах.

Именно то, как образовательная среда реализуется в учебно-воспитате­льном процессе (в работе учителя и детей на уроках и внеурочной деятель­ности, а главное, в их взаимодействии, является одним из основных факто­ров наряду с внутренней направленностью школы и др.) образовательной среды, определяющих эффективность психического развития учащихся каждой конкретной школы.

Похожие работы:

возрасте от 14 до 30 лет, с каждым годом растет подростковая. межшкольной мобильности, возрастаучащегося. адаптационных амбиций, кумулятивного. влияниенаформированиеличности и образование человека. В данном случае образовательнаясреда выступает.

Проблема формированияличности в младшем и старшем подростковомвозрасте. идентификации и самовосприятия учащихся с нормальным и нарушенным. -98. Извольская А.А. Особенности влиянияобразовательнойсредына личностное развитие ребенка с нарушенным.

облегчающих осуществление образовательного процесса как для педагогов, так и для учащихся с особыми. в значительной степени психосоциальными. Наформированиеличности в подростковом и юношеском возрасте особое влияние оказывают ситуации, связанные с.

начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Наформированиеличности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового. в подростковомвозрасте уже настолько развиты, что об общих закономерностях их поведения в физической среде.

подростковомвозрасте. Особенности Я – концепции подростков. Проблемы подросткового кризиса. Роль ОПД в подростковомвозрасте. Юношеский возраст. Влияние школьной средынаформирование мотивации к ЗОЖ у детей и подростков. Влияние вредных привычек на.

Источники: http://referatbox.com/9537/vliyanie-sredy-na-razvitie-lichnosti-rebenka/, http://pedlib.ru/Books/1/0481/1-0481-11.shtml, http://gigabaza.ru/doc/146817.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения