Главная » Личность ребенка

Воспитание личности ребенка средствами музыки

Задачи музыкально воспитания формирование личности ребенка

Основная задача формирование личности ребенка в детском саду является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей. знакомы их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музыцыровать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное влияние музыки на ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканий, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Н.А. Ветлугина вычленила в художественной деятельности дошкольников следующие особенности: реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов и эмоциональных переживаний, активное художественное освоение окружающей жизни. Она рассматривала художественно-творческие способности (процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе.[1]

Все виды художественной деятельности, которые формируются в дошкольном детстве, по мнению Н.А. Ветлугиной, отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).[2]

Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Формирование основ поликультурной личности средствами музыкального воспитания

Темиртау 2014 год

Воспитание поликультурной личности ребенка дошкольного возраста средствами музыкального воспитания

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости.

В нашей дружной Республике Казахстан проживает много народов разных национальностей. В детских садах Казахстана последнее время всё чаще ставится вопрос о воспитании молодого поколения, как правильно и через какие методы воспитать поликультурную личность – грамотного толерантного гражданина Республики Казахстан? Закладывать основы толерантности лучше всего в раннем детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Если не научить относиться с уважением к людям, имеющими другие взгляды на жизнь, имеющим свои особые традиции и обычаи, то страну будут постоянно потрясать разного рода конфликты.

Наш сад не первый год работает в данном направлении. Применяя методы классического воспитания во всех областях и воспитывая будущих патриотов Республики Казахстан знакомим детей с характерными национальными особенностями Республики Казахстан, учим любить культуру родного края. Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Целью занятий является формирование первоначальных представлений о многообразии традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения.

На своих музыкальных занятиях, используя поликультурное направление во всех видах музыкальной деятельности, знакомлю детей с бытом и традициями разных народов, проживающих в нашей Республики.

Воспитание патриотизма к нашей родине в первую очередь начинается с изучения Гимна Республики Казахстан.

Начиная со вторых младших групп во время организованной учебной деятельности по музыке, я начинаю вводить прослушивание Гимна РК. Затем постепенно начинаем изучать припев. К концу средней группы мы подходим к изучению куплетов. У детей откладывается звучание мелодии Гимна с самого раннего возраста. На уроках казахского языка наши педагоги уделяют большое внимание правильному произношению слов на казахском языке. Каждое большое физкультурное мероприятие начинается со звучания Гимна РК. Благодаря сотрудничеству педагогов в нашем детском саду мы добиваемся хороших результатов.

На мероприятиях, посвященных Республики Казахстан, детей нашего детского сада приводят в пример школьникам, как они ответственно в патриотическом духе исполняют Гимн РК. В преддверии празднования дня Независимости РК наши ребята с большой ответственностью отнеслись к исполнению Государственного Гимна РК на городском мероприятии. У нас в саду не проходит не одного государственного праздника без Гимна. Наши воспитанники начинают изучать Гимн РК с раннего возраста, к выпуску из сада дети уже поют все куплеты.

Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по настоящему гражданином и патриотом.

Для воспитания поликультурных качеств личности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях использую народные игры с пением и танцевально-ритмическими движениями. Эти игры развивают интерес к музыке, пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу в театрализованной деятельности, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

При подготовке театрализованных сказок, праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. В течение учебного года в саду проводятся конкурсы на национальные народные сказки, утренники – «День языков народов РК», «Наурыз», «Первое мая», через которые дети приобщаются к народному фольклору, учатся понимать и любить народное искусство.

Знакомя дошкольников с биографиями композиторов, исполнителей, даю детям понять, что все они неустанно трудились на благо Родины. Показываю взаимосвязь музыкального искусства разных народов, подчеркиваю древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.

В работе с детьми использую этюды и упражнения направленные на:

-воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми – «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей– «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

В своей работе с детьми использую художественное слово, через стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира. А также наглядные пособия: сюжетные картины, фотографии, иллюстрации к сказкам, рисунки, схемы и карты.

Продуктивный вид деятельности, который я использую в своей практике – рисование, на темы: «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Основной приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В нашем детском саду работа по воспитанию толерантности проводится в тесном сотрудничестве педагогов детского сада и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: круглые столы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Таким образом, предложенная нами система организованной учебной деятельности по формированию поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания позволяет активизировать интерес дошкольника к самому себе, к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей, а также обеспечивает базу развития их нравственной и духовной культуры при дальнейшем обучении в школе.

Источники: http://www.musicexplore.ru/muexs-195-1.html, http://www.eduways.ru/newtxts-3-1.html, http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie-osnov-polikul-turnoi-lichnosti-sriedstvami-muzykal-nogho-vospitaniia

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения