Главная » Личность ребенка

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка

Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообраз-ности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человек) стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, О.Т. Шацкого, А.О Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший, школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).
Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М. Гардарики, 1999. – 520 с.

Краткие возрастные и индивидуальные особенности детей

Воспитание детей дошкольного возраста основывается на общих особенностях. Главными направлениями воспитания являются:

  • физическое развитие ребенка
  • охрана и укрепление его здоровья
  • развитие деятельности, познавательной активности
  • формирование различных видов мышления, памяти, воображения
  • выработка нравственной направленности личности
  • обучение общению и отношений с людьми
  • формирование готовности к систематическому школьному обучению

В раннем и дошкольном периодах жизни воспитание оказывает большое развивающее влияние при условии максимального использования активности ребенка, вовлечения в деятельность, которая наиболее полно отражает его интересы, отношение к окружающему миру.

Для ребенка 1 года жизни особенно важно общение с взрослыми, которое побуждает его обращать внимание на предметы, овладевать первыми звуками и словами, обеспечивает психологический комфорт. Малыш начинает ориентироваться в окружающей среде, у него развиваются основы наглядно-действенного мышления. На этом этапе важно обеспечить разнообразное общение с ребенком.

В раннем возрасте (1-3 года) развиваются речь, ходьба, появляются первые представления о связях в окружающем мире. Играя с предметами, ребенок изучает их свойства, учится их использовать. В этот период первоочередным является развитие предметно-манипулятивной деятельности, через которую ребенок познает мир, развивает сознание и самосознание.

Дошкольный возраст (3-6 лет) связан с доминированием игровой деятельности. На него приходятся главные достижения ребенка в познавательном (формируются представления о связи различных сфер действительности, образное и начало логического мышления, сенсорные и интеллектуальные способности), эмоционально-волевом развитии (определяются приемы саморегуляции, самостоятельность поведения, развиваются осознанная дисциплинированность, инициативность действий, способность к общению, формируются чувство долга, ответственности и т.п.).

На рубеже 6-7 лет жизни формируются предпосылки для успешного перехода к школьному обучению. Воспитание ребенка дошкольного возраста должно ориентироваться на особенности его развития в младшем возрасте. В воспитании младших дошкольников важно создать благоприятные условия для расширения круга предметов и явлений, которые будут помогать в ознакомлении с ними, для развития общения с взрослыми и сверстниками. Это особенно актуально перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, облегчает его адаптацию в нем.

В воспитании детей необходимо развивать исследование, экспериментирование, самостоятельный поиск ответов на различные вопросы, целенаправленность поведения и деятельности, поощрять доверительные отношения и учить осознавать свою роль в общении.

Старших дошкольников знакомят с нравственными ценностями: учат правильно обращаться, направляют их творческую активность, интересы к различным видам деятельности, которые в этот период приобретают значительного развития.

На 6-7-м годах жизни следует воспитывать психологическую готовность к обучению в школе, развивать навыки свободного общения. Общие возрастные особенности развития по-разному реализуются в каждого ребенка. Педагогику, которая не ориентируется на индивидуальный темп развития ребенка, индивидуально-психологические различия детей, называют «бездетной». Индивидуально-психологические различия -устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга.

Читайте еще:

  • Методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения ребенка

Воспитание предусматривает направление ребенка на соблюдение нравственных норм, запрет их нарушений. С этой целью используют: 1. Пример других. Эффективность его основывается на способности дошкольни.

  • Развитие умственных способностей у детей

    Разные индивиды неодинаково овладевают знаниями, приобретают навыки и умения - это зависит от способностей. Способности - психические особенности человека, которые создают предпосылки для успешного ов.

  • Нарушение сна у детей: причины и методы решения проблемы

    Сколько нужно спать ребенку? Общеизвестная фраза «спит, как младенец» отражает представления о детском сне, как о чем-то идеальном. К сожалению, далеко не все родители могут похвастаться крепким сном.

    Возрастные и индивидуальные особенности развития подростка — реферат

    Воспитание и обучение, будучи ведущими факторами развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и того же возраста имеют ряд общих отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии деятельности и т. д. [11].

    Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей при обучении и воспитании поставлен давно и выдвигается, в частности, Я. А.Каменским, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. В.Дистервегом, Л. Н.Толстым и другими деятелями педагогической науки.

    В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.

    Индивидуально-психологические особенности учащихся проявляются в типе их высшей нервной деятельности, в свойствах их темперамента. Учет их необходим. Известно, например, что крайняя живость и подвижность сангвиников в формировании личности школьников может иметь и положительное и отрицательное значение. Ученики-сангвиники сравнительно легко и быстро усваивают знания, но им нелегко сделать эти знания прочными и устойчивыми. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, но у него труднее, чем, скажем, у флегматиков, вырабатываются такие качества личности как трудолюбие, прилежание, усидчивость, основательность в работе, привычка доводить дело до конца.

    Таким образом, учет индивидуальностей, типологических особенностей школьников позволяет найти точку опоры в каждом из них для приложения педагогических усилий, делает воспитание причинно-обусловленным воздействием на личность школьника и приводит его в соответствие с внутренними закономерностями психологического развития [11].

    Хотя тип нервной деятельности во многом определяется врожденным свойством нервной системы, он не является неизменным. Почти любой ребенок в процессе развития совершает эволюцию от холеристического характера к уравновешенному, мыслительному.

    Скачать реферат Возрастные и индивидуальные особенности развития подростка DOC | TXT

  • Источники: http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov29.html, http://ledy-life.ru/kratkie-vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-detej, http://referatbox.com/8479/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-podrostka/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения