Главная » Личность ребенка

Закономерности развития личности ребенка

Общие закономерности развития личности

Процесс психического и личностного развития имеет определенные закономерности, которые следует рассматривать как тенденции развития К закономерностям развития относятся:

1 Наличие прежде качественных, а не количественных изменений, возникновения психических и личностных новообразований, новых психических механизмов, процессов, структур Важнейшими признаками развития является дифференциация (расчленение ранее единого феномена), появление новых аспектов, элементов в развитии, связей между сторонами внутреннего мира субъектта.

2 Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность, субъектность, духовность и др.)

3 Детерминированность развития Поскольку человек является биосоциальной существом, ее развитие обусловлено многими факторами зависимости от времени и ситуации развитие каждого индивида имеет специфические особенности

4 Неравномерность и гетерохронность В определенном возрасте различные психические свойства имеют разный уровень развития В одном периоде жизни ребенка существенные изменения происходят в познавательной деятельности (моло одший школьник), в другом - перестраиваются взгляды и формируются убеждения (ранняя юность) Но всегда она есть индивидуальностьістю.

5 сенситивность (в определенные возрастные периоды) Как известно, в определенные периоды возникают благоприятные условия для развития определенных психических свойств Такие возрастные периоды называют сенситивными для развития т той или иной психической функции Например, для развития речи сенситивным является возраст от 1 до 5 лет, памяти - младший школьный возраст, мышления - подростковый период, мировоззрения - ранний юношеский е вік.

6 Интегрированность Каждая сфера личности является системой, возникающее в процессе онтогенеза, и элементом сложной системы - социального окружения Происходит интеграция различных сфер личности (интеллектуал ной, побудительной, эмоциональной, волевой, духовной) Она прослеживается и в пределах отдельной сферы, например, в интеллектуальной сфере интегрируются перцептивный и когнитивный уровне познания и т.д. С возрастом п сихика становится целостное, стабильной, что проявляется в поведении, поступках, действиях, в интегрированном отношение к действительностиності.

7 Пластичность развития Она обеспечивает компенсацию, замену действия одной психической функции другой (например, зрение - слухом у слепых) Развитие субъективного мира детей приводит к изменению соотношения реакторов ности и активности в процессе взаимодействия Растут произвольность, инициативность, самостоятельность поведения, сопротивление прямым внешним воздействиям, которые не соответствуют внутренним установкам младенцевтини.

8 Включение индивида в систему деятельности каждого возраста характерна особая ведущая деятельность, что приводит основные изменения в психике ребенка и его личности

9 Наличие противоречий между личностью и окружением, а также внутренних противоречий между отдельными составляющими личности и отдельными психическими функциями Продуктивная актуализация воспитателем и усви идомлення этих противоречий личностью, наличие воли в их решении, гуманистические отношения в группах, воспитания, самовоспитания обеспечивают прогрессивное развитие личности Итогом решения су перечности является возникновение психических новообразований возраста, не соответствующие предыдущий социальной ситуации развития, выходят за ее пределы Возникает новая противоречие, которая может быть решена благодаря построений и новой системы отношений, включение в новую ситуацию развития, удостоверяющий переход ребенка к новой психологического возраствіку.

10 постоянных прогресс личности Он является следствием благоприятных условий и адекватной активности ребенка

11 Саморазвитие личности Свидетельством его являются изменения личности как результат работы над собой, самостоятельных занятий, упражнений

12 Психическое и личностное развитие обусловлено действием механизмов защиты Я, проявлений акцентуаций личности, функционированием бессознательного

Индивидуальное развитие человека, его становления как личности является целостным процессом, который характеризуется наличием взаимосвязанных периодов На начальных этапах развития закладываются, возникают основ вы определенных психических явлений, становление которых происходит в следующих периодах При определенных условиях одни образования перестраиваются, становятся более значимыми, а другие - перестают развиваться Это требует масштабно й активности субъекта развития (саморазвитияку).

Итак, для возрастного развития человека характерны качественные и количественные изменения, разнонаправленность, взаимо-связь, интегрированность, неравномерность, гетеро-хроннисть, пластичность, противоречивость и т.д.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса.

1.Имманентность. Способность к развитию заложена в человеке природой, это неотъемлемое свойство личности. Личность претерпевает в течении жизни изменения, которые называются развитием.

2. Стадийность. Развитие личности подчиняется всеобщему закону цикличности, претерпевая стадии зарождения, роста, кульминации, упадка и умирания. В целостном процессе психического развития выделяются качественно определённые стадии (этапы, периоды), позволяющие строить возрастную периодизацию психического развития.

3.Индивидуальность. Личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития (не существует одинаковых людей).

4.Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания.

5.Развитие личности обусловлено мерой его активности в деятельности.

6.Развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности, по которой понимается «такая деятельность развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка в данной стадии

7.Неравномерность (нелинейность). Индивид уникален, каждая личность развивается в своём темпе, испытывая случайно распределённые во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность). ( Включить текст из учебника И.П. Подласый Педагогика. 1т. Тема 4.)

8.Сензитивность. Физический возраст индивида определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития. Сензитивные возрастные периоды – это периоды когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны. Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве-денный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других качествах — физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, задержка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата.

Важно осваивать определённое культурное содержание в наиболее благоприятный, сензитивный для этого период и строить этот процесс на развитие оптимальных качеств

Так, ранний возраст – это интенсивное развитие двигательной функции (овладение ходьбой, предметным действием, речевое общение). В дошкольный период усиленно развивается восприятие. В младшем школьном возрасте – память. В подростковом – мышление. В юношеском – мировоззренческие взгляды. Эти особенности нельзя, конечно, абсолютизировать.

( Включить текст из учебника И.П. Подласый Педагогика. 1т. Тема 4.)

Закономерности психического развития личности

В психологии выделяются общие тенденции закономерности психического развития. Так, при любых, даже самых хороших условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и психические свойства личности могут не находится на одном и том же уровне своего развития. В отдельные периоды развития ребенка появляются самые благоприятные условия для развития психики в тех или иных формах, и некоторые из этих условий носят временный, преходящий характер. Видимо, есть наилучшие сроки для становления и развития отдельных видов деятельности психики. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее подходящими, называют сенэитивными (Лев Выготский. Алексей Леонтьев ). Причиной данной сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга. и тот факт, что зачастую психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (к примеру, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению индивида. Или, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для становления двигательных навыков — младший школьный возраст. для формирования математического мышления — 15—20 лет.

Иная закономерность — интеграция психики. По мере развития психика человека получает все большую целостность, единство, стабильность, устойчивость. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических колебаний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в определенные черты личности .

Третья закономерность — пластичность и возможность компенсации. На большую пластичность нервной системы указывал Иван Павлов. отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности базируются возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности для проведения компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие функции. К примеру, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности. дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Источники: http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/zagalni_zakonomirnosti_rozvitku_osobistosti-1.htm, http://studopedia.ru/4_28558_zakonomernosti-razvitiya-lichnosti.html, http://psyera.ru/zakonomernosti-psihicheskogo-razvitiya-lichnosti-1150.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения