Главная » Личность ребенка

Значение труда воспитании личности ребенка

Статья по теме:
Значение труда в формировании личности ребёнка

Предварительный просмотр:

Значение труда в формировании личности ребёнка.

Ведущая деятельность взрослых - труд.

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений.

Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируется трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное его воплощение - сделанную поделку, сшитую игрушку, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода «моральный продукт» - ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключённое в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.

Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь убеждает тысячу раз в том, - писал В. А. Сухомлинский, - что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным - таким, который материализует тончайшие движения души».

И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно-полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

Важно поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоятельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка.

В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.

В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию. Важно формировать у детей представление о коллективном труде и его общественной значимости. В результате у дошкольников зарождается положительное отношение к собственному труду.

Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное воспитание. Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, кому подражать, на кого стремиться быть похожим.

Для того, чтобы ознакомление с человеком- тружеником стало средством нравственного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

Содержание и формы ознакомления с трудом, с человеком труда могут быть разнообразными. Они связаны с возрастом детей. Однако единым правилом должно быть воспитание такого отношения к труду, которое способствовало бы появлению у ребёнка желания трудиться.

Развитие и воспитание дошкольников

Значение ручного труда для формирования личности ребенка

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.

Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки, условной мерки, замечать пропорциональные соотношения предметов, которые они изготавливают (например, подбирают одинаковые по длине палки и фанерки для лопаток, следят, чтобы ширина спинки кресла соответствовала ширине сиденья, а передняя спинка кровати была несколько выше задней, чтобы все ножки стола были равными и пр.).

Работа с природным материалом#8213;листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

В начале работы с природным материалом дети, намечая самостоятельно ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями и ставят нередко такие цели, которые они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая деталь наталкивает его на создание другого предмета и определяет дальнейший ход деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно научить детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнить задуманное. Поэтому подбор деталей, их измерение, заготовка являются важным моментом творческого труда.

Педагог помогает детям предварительно подобрать основные части задуманной конструкции, продумать процесс их соединения. В практике нередко используют в качестве средства соединения частей пластилин. Это ухудшает внешний вид изделия; прочность же его оказывается очень невысокой. Поэтому такой способ не следует рекомендовать. Лучше использовать клей, сколачивание гвоздями.

Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнении конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они частое бросают начатую работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками,:] дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся! посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. Так, научившись делать лодочки из различных материалов: бумаги, дерева.
коры,дети опытным путем узнают качество каждого! материала и, правильно определяя его свойства, предпочитают] сделать лодочки для игр с водой из дерева или сосновой коры, а бумажные кораблики для украшения елки.

На вопрос педагога о том, из какого материала лучше сделать лодичы, для игр с водой, Слава говорит: «Сделаем из дерева, они плавать будут! Можно и из бумаги сделать, они тоже не утонут, только потом размокнут, могут утонуть. А в маленькую лодочку еще и человека посадить можно только маленького куколку, а в бумажную нельзя некуда посадить, а потом он утонет».

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность-осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником; замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы. Так, например, дети, работая над изготовлением парохода, старались припомнить, как он устроен, не удовлетворялись своей работой, переделывали ее, просили показать картину, спрашивали педагога, советовались друг с другом.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

Таким образом, выявлены противоречия:

- между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;

- между необходимостью подготовки педагога, воспитателя ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного базового качества ребенка.

Психология и трудовое воспитание как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.

Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода расположенность к самовоспитанию . В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов. Кем быть? , Куда пойти? и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Подробно о педагогике:

Педагогические условия реализации рейтингового контроля с целью повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Второй этап эксперимента – формирующий. Цель: разработать методику рейтингового контроля реализовать рейтинговый контроль на уроках по дисциплине «Черчение», с целью повышения эффективности учебного процесса. Разработанную методику мы применили на уроках в экспериментальной группе 133. Планы – конс.

Соединения железа
Соединения железа (II) Оксид железа (II) FeO – черное кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Оксид железа (II) получают восстановлением оксида железа(II,III) оксидом углерода (II): Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2­. Оксид железа (II) – основной оксид, легко реагирует с кислотами, при этом образуютс.

Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан.

Разделы

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/01/26/znachenie-truda-v-formirovanii-lichnosti, http://parohod.kg/children_work/soderjanie/581-znachenie-ruchnogo-truda-dlja-formirovanija.html, http://www.educationtheory.ru/eteos-513-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения