Главная » Навыки ребенка

Диагностика навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Диагностика детей раннего дошкольного возраста

Играть с малышами интересно и весело. Они полны любви, уверены, энергичны, игривы, беззаботны, шумливы, независимы, непредсказуемы, порой трудны и всегда удивляют.
Вопросами развития детей раннего дошкольного возраста занимаются многие современные авторы (Лесина С.В. Лыкова И.А. Комарова Т.С. Гончарова Н.В. Логинова В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Вострухина Т.Н. Якушина Н.А. Зубкова Л.Н. Харитонова Н.А. Бога О.О. Зимакова Е.А.) разных городов России, в том числе и Москвы, Санкт Петербурга, Волгограда. В настоящее время существует огромное количество пособий, методических рекомендация, статей по проблемам развития детей раннего возраста, но существенным недостатком данных литературных источников является их однонаправленность. Одни включают в себя конспекты занятий по конкретным темам, другие – сетки занятий. Но при этом крайне мало внимания уделяется диагностике детей раннего возраста.
Диагностическое обследование включает в себя следующие параметры: уровень развития навыков самообслуживания, навыки игровой деятельности ребёнок, особенности контактов со взрослыми и сверстниками, развитие речи, развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мелкой моторики, сенсорное развитие и др.).
Самый лучший способ помочь развитию ребёнка – обеспечить его тем, что ему нужно, то есть окружить его благоприятной для изучения и в то же время безопасной средой, людьми, которые будут своевременно реагировать на его эмоциональные и интеллектуальные потребности.

Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 3 месяца

Познавательная сфера (способности)

Уровень развития навыков (способностей)

Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;

иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;

уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам

Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных

Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями

Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)

Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами

Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о

Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а

Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями

Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных

Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии

Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу

Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»

Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал)

Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у»

Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Вера Дедюра
Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно: одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки», откажется от попыток самостоятельности, то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное

проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы в младшей группе

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родители должны набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок. Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть) .Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Мыльце скользкое бери

И свои ладошки три.

Можно спросить, зачем надо мыть руки и лицо. Правильно, чтобы были чистыми.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы губки заалели,

Засмеялся, чтоб роток,

Хлебушко кусал роток.

Во время уборки игрушек, нужно приучать детей убирать их на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность, желание трудиться.

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

После уборки хвалить ребят за помощь, обращать внимание на то, как уютно, красиво стало в игровой комнате.

Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться -

Работы не боится.

После дневного сна

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет

Уж гулять давно пора!

После дневного сна, когда дети одеваются, можно усадить их на стульчики и протать стихотворение:

Вот колготки. Посмотри.

Они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай,

Налицо их надевай.

Собери чулок в гармошку,

И надень его на ножку.

До коленки натяни,

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И штанишки одевай.

Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литратуры («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела… »).

Приучая ребенка к самостоятельности, важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки.

Диагностика детей раннего возраста

Среда, 04.06, 11:14 | Сообщение #1

Добрый день! Пытаюсь собрать чемоданчик диагностики детей раннего возраста ( с рождентя до 3-х лет).Темы разные: развитие в целом, эмоциональная сфера, формирование социальных навыков, привязанность.Список можно продолжить.Ключевое: ранний возраст.Пожалуйста, кто что знает и умеет, подскажите. Информация, которую я нашла скудновата и разрознена.Заранее спасибо!

Евдокимова Любовь

Среда, 04.06, 13:37 | Сообщение #2

ДОбрый день, Татьяна! Расскажите, что нашли, и я, может быть, дополню. Я пользуюсь и для меня очень информативны т.н. Показатели нервно-психического развития детей от 0 до 7 лет . Ранний возраст 0-3года оценивается методом наблюдения - что ребенок умеет и может делать сам уже на момент обследования в соответствии с вышеупомянутыми показателями. D

Среда, 11.06, 10:44 | Сообщение #5

Добрый день! Попробую продолжить тему. Итак. что у меня есть и почему надо еще. 1)Таблицы диагностики развития (Печора, Фрухт, Пантюхина).Рекомендовано ( и. как понимаю, чаще используется в условиях поликлиник педиатрами).Скорее всего ошибаюсь, но есть ощущение, что она больше для педиатров, чем специалисто-психологов, психиатров.Еще раз подчеркну, что это субьективно, но чего-то поглубже хочется. 2) Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет ( Смирнова, Галиузова,Ермолаева, Мещерякова). 3) Таблица развития Гезелла 4)Компьютерный вариант KID-шкалы и RCDI-2000. Очень расчитывала на Денверский скрининг. Но, к сожалению, вариант, который смогла найти у коллег и в интернете ( может я чего-то не поняла, но диагностика с разбросом 0-9 мес,9 мес-2 года) мне показалась неправдоподобной. Хотелось бы посмотреть оцеку развития пор Журбе и Мастюковой. Предстоит написание диссертации, пытаюсь подобрать пару тестов, по которым диагностику малышей делать. Должно быть не очень громоздко.В тоже время хотелось найти методики, подразумевающие наблюдение за ребенком, а не просто ответы родителей на вопросы. Помогите, кто чем может! Заранее спасибо!!

Первушина Кристина

Воскресенье, 15.06, 13:54 | Сообщение #6

Думаю, Вам чем-нибудь могут помочь журналы Дефектология (научный) и Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии (более практический). Я там видела статьи по раннему развитию детей. Может что и в диагностическом плане сгодится.

Мельникова Татьяна

Среда, 16.11, 13:02 | Сообщение #11

Подумала я тут. Если бы все занимались детей, то диагностика приобрела бы другой смысл и уровень. Вот, можно посмотреть для оформления внутренней мотивации :D. . Родители, родители и еще раз родители. Только вот как их убедить тратить свое время на детей. Вкладывать в них.

Мельникова Татьяна

Среда, 16.11, 11:48 | Сообщение #12

Вчера прочитала в инструкции родителям от прежнего нашего детсада: Беседуйте с ребенком на различные темы, близкие и доступные его пониманию . Эволюционное развитие ребенка в рядовых обстояельствах? Рекомендую всем: разговаривайте с ребенком и на темы, не близкие и не доступные его пониманию :yel. umn. Тогда диагностика детей раннего возраста будет направлена на изучение возможностей раннего возраста, а не констатацию факта если ребенок растет как трава, развитие его происходит так-то . sad:

Четверг, 20.11, 16:46 | Сообщение #13

Спасибо все заинтересовавшимся.Постараюсь найти рекомендованные книги, уверена полезная информация будет.По моим наблюдениям количество родителей занимающихся как раз активным развитием. Нарастает ( и это радует). Я сама веду детско-рлдительские группы для малышей ( от года до 3-х). Реально понимаю, что это странный психотерапевтический симбиоз групп личностного роста и формирования социальных навыков, естественно для родителей. Очень приятно, когда родители сами замечают реальные изменения в поведении ребенка. Часто при этом они говорят о цепочке: изменился я- изменились наши отношения-изменился ребенок. ( Понятно, что для психологов это не открытие Америки). Вопросы и сомнения. касающиеся развития малыша отпадают сами по себе.Даже если он развивается не совсем по таблицам и учебникам .Мы ведь знаем, что одинаковых детей не существует. и к одному результату можно прийти разными путями и с разной скоростью. Однако, все те же пресловутые таблицы и тесты очень помогают в мотивации родителей.

Геннеберг Наталья

Пятница, 20.02, 18:58 | Сообщение #14

Подскажите, а где-нибудь в интернете есть хорошие таблицы как раз по нервно-психическому развитию детей до 4 лет? Меня зовут в волонтеры акции Моя прекрасная няня . Люди, занимающиеся благотворительностью в нашем городе, нанимают за свой счет няню для детишек, у которых нет родителей, и которые находятся временно (до перевода в Дом Ребенка) в специальных отделениях при детских больницах. С ними там никто не занимается! А это самое временно иногда тянется несколько лет. В общем, необходима диагностика развития до общения с няней и через какое-то время после, чтобы можно было под это дело написать программу и продвинуть ее администрации или каким-нибудь постоянным спонсорам. Я, честно говоря, даже не знаю, с какого конца за это браться, что и как диагностировать.

Мельникова Татьяна

Четверг, 28.01, 17:43 | Сообщение #16

Здравствуйте! Посмотрите диагностику Е.А.Стребелевой. Точно есть на 2-3 года, но по-моему, должна была появиться и от 0 до 2-х лет (наглядно-действенное мышление; развитие мелкой моторики, координации движений, согласованность обеих рук, определение ведущей руки; развитие психо-эмоциональной и волевой сферы ребенка и др.). Очень добротно и стандартизировано. Где-то в интернете видела фото оборудования для ее, у нас в детском саду психологи сами собирали, пользуются, говорят очень удобно.

Мельникова Татьяна

Источники: http://festival.1september.ru/articles/531615/, http://www.maam.ru/detskijsad/kak-priuchit-rebenka-k-samostojatelnosti.html, http://psy.su/club/forum/post/526/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения