Главная » Навыки ребенка

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Вторая младшая группа

Расти - это значит, прежде всего, учиться все делать самому. И действительно, - главная особенность детства - зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть - это значит обрести самостоятельность.

Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремления к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия. От воспитателя требуется огромное терпение педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Решающее значение имеют игровые приемы. Именно они позволяют воспитателю более активно воздействовать на ребёнка.

Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Затем учат куклу навыкам самообслуживания, а та иногда дает оценку их действиям. «Кукла Катя, почему ты шмыгаешь носом и не хочешь воспользоваться носовым платком?» — интересуется воспитатель. «Я делаю, как Оля. Я у нее учусь», — поясняет кукла.

Положительная оценка даже небольших успехов ребенка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно при общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приемом является привлечение положительного примера («Посмотрите, как Таня быстро и правильно сапожки надела»).

При обучении детей навыкам самообслуживания хороший результат дает чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль-буль-буль, журчит водица. Все ребята любят мыться». Или: «Льется чистая водица, мы умеем сами мыться», — приговаривает воспитатель, показывая приемы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель может придумать сам: «Как Хрюша умывается», «Зайка учит Мишку есть красиво и правильно» и т. п.

Воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребенок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т. п.). Не следует одобрять небрежность и неряшливость.

Социальный педагог: Белая И.В.
2013 год

Критерии развития навыков самообслуживания

Освоение навыков самообслуживания приобретает важнейшее значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3-4 года ребенок должен уметь: правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, чистить зубы под присмотром; насухо вытираться, после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды). Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

В 4-5 лет ребенок должен уметь: следить за своим видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, чистить зубы. Самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду. Пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

В 5-6 лет ребенок должен уметь: следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. При чихании и кашле отворачиваться, прикрывать рот и нос платком. Быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, комнате, убирать постель.

В 6-7 лет ребенок должен уметь: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви. Самостоятельно убирать постель после сна, содержать в порядке свою комнату.

Одинаковых людей нет, каждый человек отличается от другого своей уникальностью на этой земле. И совершенно очевидно, что каждый ребенок развивается по своему: у каждого свой темп, свои условия и свои результаты.

Но все же характерные признаки возраста существуют и это надо понимать родителям. Сегодня мы рассмотрим развитие детей от 3 до 4 лет.

В трех летнем возрасте, а у некоторых малышей чуть раньше, начинают проявляться элементы самостоятельности. Она выражается в желании делать все самому. Такое желание является проявленим кризиса трех лет.

Кризис трех лет, это не только желание быть самостоятельным, это еще и период эмоциональной любви и доброжелательного отношения к окружающим его взрослым и сверстникам. Это время эмоционального отклика. В три года он уже умеет сопереживать, помогать сверстникам, утешать их, ему бывает стыдно за свои поступки. Так как у него мало опыта, то эти эмоциональные проявления не постоянны, нестабильны и зависят от ситуаций. К трем годам малыш начинает взрослеть и у него начинает формироваться умение оценивать то, что он делает. Именно в это время ребенок замечает что делают другие и тоже стремиться получить хороший результат. И его огорчает если задуманное не получается.

Возраст трех лет -период, когда закладывается стремление и интерес, которые побуждают ребенка познавать окружающий мир и овладевать различными способами действия. Любой освоенный в этот период навык радует ребенка и он делиться этой радостью со взрослыми. Также ребенок доверяет окружающим, он активен в отношении к ним, его поступки непроизвольны, а действия ситуативны. В этот момент ребенок не может представить последствий, он не ощущает опасности и открыт миру.

В возрасте 3-4 лет малыш начинает усваивать правила и нормы поведения, он понимает что можно, чего нельзя. В этот период надо обязательно объяснять ребенку, что он нарушил правило, так как в этом возрасте дети не переживают по поводу сделанного, они переживают за действия, которые предпримет взрослый.

Например: ваш ребенок на детской площадке отобрал у другого ребенка его игрушку. Ваши действия: вы должны доступно объяснить ребенку, что отбирать чужие вещи это плохо. Если такая ситуация повторяет еще раз, то вы должны применить санкции (например увести его домой, тем самым лишив его прогулки и общения с другими детьми).

Нормально развивающийся ребенок к трем-четырем годам овладевает навыками самообслуживания. К концу 4 года жизни малыш умеет есть за столом, быть аккуратным в туалете, умеет одеваться сам. Это показатель развитой координации. Возрасту от 3 до 4 лет характерна высокая потребность в движении, этот период способствует формированию физических качеств малыша.

В этом возрасте у малыша сформированы понятия основной цветовой гаммы(цвета радуги), основных геометрических форм(круг, квадрат, треугольник), больше – меньше. Также у детей начинают формироваться пространственные представления, они ориентируются в квартире, в группе детского сада, во дворе и т.д.

Делаем вывод: чтобы ваш ребенок вырос интересным и воспитанным его надо развивать. О том, как в нашем Центре мы развиваем детей разных возрастов, читайте в наших следующих статьях.

Поделиться в соц. сетях

Источники: http://ds1.ucoz.com/publ/konsultacija_vospitanie_samostojatelnosti_u_detej_3_4_kh_let/1-1-0-6, http://svetoch-trc.ucoz.ru/publ/navyki_samoobsluzhivanija/1-1-0-16, http://kinhelp.ru/deti-3-4-let-osobennosti-razvitiya/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения