Главная » Навыки ребенка

Важность развития коммуникативных навыков у детей

Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников

Елена Слободчикова
Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще не возможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина общения детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего «Я» с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого. Таким образом, расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими — важная часть его общего развития.

По определению известного педагога А. П. Усовой, группа детского сада — это первое своеобразное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативные навыки включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше ребенок приобретет коммуникативные навыки и умения, тем меньше проблем у него будет в будущемСледовательно, значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды, с неписанными законами и правилам. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. И педагог должен вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Итак, искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям — сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, помочь ребенку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, изобразительную и др. ]

Таким образом, в общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослым способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношения к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью (ссоры и примирения друг с другом происходят по нескольку раз в продолжение дня, но это общение - необходимое условие усвоения определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность в группе сверстников, резко снижая интенсивность процесса общения, замедляют процесс социализации, препятствуют формированию ценных качеств личности.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач социализации личности на первых этапах энтогенеза.

Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в норме

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым [19], Д.Б. Элькониным [46], А.В. Запорожцем [33] и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина [23], А.Г. Рузская [37] рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец [33], М.И. Лисина [22], А.Г. Рузская [37]), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин [46]). Значение сформированности коммуникативных умений и навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков изучали М.А. Виноградова [8], Л.В. Июдина [16] и другие.

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеют ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример взрослых, общение со сверстниками, с педагогами, родителями.

По мнению Е. Кормильцевой и Л.Г. Соловьевой [36] любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его.

Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [19].

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной [22], Т.А. Репиной [26], А.Г. Рузской [33], согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной [22] в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.

2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.

3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.

5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Итак, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем» [9, c.24]

Другое на сайте:

Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он.

Другие виды диагностических методик
Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и проективная т.

Стилевые особенности саморегуляции
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющейся в различных ее.

Развитие коммуникативных навыков

Flag as Inappropriate

No comments posted yet

Comments

Post a comment

Sign In

ФГТ В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно-развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей: Физическому развитию; Познавательно-речевому развитию; Художественно-эстетическому развитию; Социально-личностному развитию.

И содержать 10 образовательных областей: Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка

Все 10 образовательных областей должны еженедельно затрагивать 4 направления развития детей и интегрировать между собой. Сегодня мы поговорим об области « коммуникация» и её интеграции с другими областями.

коммуникация 1. Речевое общение (умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, иметь высказываться и рассуждать) 2. Словарь (обогащать и активизировать словарь, уметь оперировать словарем, умение понимать смысл слов) 3. Грамматический строй речи ( умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова, совершенствование структуры простого предложения) 4. Звуковая культура речи. (Совершенствование восприятия речи и речевого слуха, дикцию, развитие голосового аппарата)

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «физическая культура» Дидактические игры 2. Беседы, чтение художественной литературы о разных видах спорта 3. Рассматривание картин и рассуждение о разных видах спорта и спортсменах разного возраста.

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «Здоровье» Беседы о здоровье и здоровом образе жизни Дидактические игры ( путешествие в страну здоровья.) Знакомство со стихами, пословицами, поговорками Встречи с интересными людьми (врач, медсестра и т.д.)

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «Безопасность» Беседы о безопасном поведении Дидактические игры (на улице, поведение при встрече с незнакомцем, опасные предметы) Совместная деятельность (изготовление макетов)

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «социализация» Большое место отводится настольно – печатным, речевым, развивающим и дидактическим играм Сюжетные игры Чтение художественной литературы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Игры – фантазии (чудо- цветок, пазлы, живое – неживое, маленький дизайнер, найди пять отличий и т.д.)

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «Труд» Беседы Чтение художественной литературы Рассматривание картин Дидактические игры (что кому нужно для работы, эволюция предметов труда и т.д.) Проблемные обсуждения (поведения литературных героев) Коллективный труд

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «познание » Экспериментирование Эвристические беседы (дети доказывают свои суждения) Рассматривание и обсуждение картин Беседы Дидактические игры Чтение художественной литературы Посещение экскурсий, выставок и т.д.

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «чтение художественной литературы» Чтение литературных текстов Беседы после чтения Обобщающие беседы Знакомство с лучшими образцами литературного языка Практическое построение разных видов текстов Обогащение словаря

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «художественное творчество» Создание проектов в совместной деятельности Экспериментирование Экскурсии Чтение познавательной литературы Дидактические игры Досуговые развлечения ( что такое хорошо, что такое плохо) Ознакомление с разными видами живописи

Интеграция «коммуникативной» образовательной области с областью «музыка» Обогащается словарный запас слов (дети знакомятся с новыми музыкальными инструментами, узнают музыку разных жанров и стилей) Учатся рассуждать о музыке, соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом. Закрепляют имения петь грустно, радостно, плавно, ритмично и т.д.

Таким образом образовательная область «коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями Для становления основ коммуникативной компетенции ребёнка воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми, взрослыми и сверстниками в совместной и самостоятельной деятельности. Дидактические игры – необходимое условие развития грамматической правильности речи.

Дидактические игры Это такая коллективная целенаправленная деятельность, когда каждый ребёнок и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определенна их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных навыков и наличие задачи учебного характера.

Дидактические игры делятся: Игры с предметами (сюжетно – дидактические игры и игры инсценировки) Настольно – печатные ( они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы) Словесные – отличаются тем, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор)

Значение игры на формирование коммуникативных навыков. Игра – это деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игры с предметами Кукольный театр «Репка» Постановка спектакля всегда - незабываемое событие для актеров и зрителей. А для малышей к тому же – важный шаг на пути к творческому самовыражению. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы сможете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Сюжетно- дидактические игры Развивают коммуникативные навыки детей. Выполняют определенные роли

Share presentation with a group

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-komunikativnyh-navykov-v-razviti-lichnosti-doshkolnikov.html, http://www.psyidentity.ru/dixos-24-1.html, http://www.slideboom.com/presentations/710913/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения