Главная » Навыки ребенка

Воспитание культурно гигиенических навыков у детей кратко

Воспитание гигиенических навыков у детей

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Гигиена – важнейшая часть культурного воспитания ребенка. Формировать гигиенические навыки следует с первых дней жизни малыша. Дети дошкольного возраста должны полностью усвоить все принятые в обществе требования гигиены, научиться ухаживать за своим телом и одеждой, приобрести правильные привычки питания.

Водные процедуры

Воспитание гигиенических навыков у детей начинается с освоения простейших действий, из которых складываются ежедневные ритуалы. Ребенку необходимо показывать, как правильно умывать личико, намыливать ручки, чистить зубки, причесываться. К двум годам должен полностью сформироваться навык самостоятельного утреннего умывания и чистки зубов. Важно обучать малыша только на позитивной волне, иначе, не испытывая удовольствия от процедуры, он будет демонстрировать негативные переживания, и приучить его к чистоте будет сложно.

Торопить и давить на малыша ни при каких обстоятельствах нельзя. Он должен получить от воды и чистоты настоящее наслаждение, научиться тщательно намыливать кожу, хорошенько смывать мыло, тщательно чистить и полоскать зубки.

Маме нужно ласково комментировать совместные действия («Вот какое чистое личико! Вот какие чистые ручки! А какие красивые теперь наши зубки!»). Очень хороши пословицы, потешки, короткие стишки, проговариваемые во время процедуры.

Как еще формировать позитивное отношение к водным процедурам? Малыш должен иметь собственное полотенце и набор предметов для гигиены: красивое душистое мыло, удобно ложащееся в ладошку, «вкусную» зубную пасту и удобную щетку, отдельную расческу и яркое полотенце. Первое время придется контролировать посещение ванной комнаты ребенком, однако очень скоро в этом не будет необходимости: сформируется потребность в чистоте.

Родителям стоит постоянно подчеркивать значимость гигиены и создавать условия для закрепления соответствующих умений и навыков. Если малыш по каким-то причинам испытывает негативные ощущения, нельзя давить на него, ругать или заставлять что-то делать. Необходимо просто переключить внимание с самого малыша на посторонний предмет, например, любимую игрушку. Рассказать, как куколке или мишке плохо с грязными щечками, попросить умыть игрушку, вытереть ее, уложить спать, проговаривая слова благодарности от имени куклы.

Уход за телом

Самостоятельная чистка зубов возможна к четырем годам. Малышу нужно подобать очень мягкую, не травмирующую десны щетку, а обучение сопровождать стихами, похвалой.

Необходимо следить за ноготками малыша. Слишком длинные, они могут оцарапать кожу, доставлять дискомфорт. Нужно приучить ребенка к регулярной процедуре подстригания ногтей, которую некоторые малыши переносят с трудом. Можно придумать сказочную историю про каждый пальчик и отвлекать малыша от возможных неприятных ощущений.

К трем годам малыш должен уметь сам причесать волосы. За их длиной и чистотой стоит очень внимательно следить, не допуская небрежности. Особенного внимания требуют длинные косы у девочек. Некоторые дети бояться мыть волосы, так как вода попадает в ушки и глаза. Нужно превратить процедуру в игру, а если ребенка очень беспокоить вода в ушах, можно заложить ушко ватным шариком. Покажите, как вы моете голову себе и какие приятные эмоции испытываете. Постепенно недоверие малыша пропадет, и процедура перестанет доставлять беспокойство и страх.

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, что к трем годам чадо уже уверено пользуется унитазом. Однако ему необходим специальный детский стульчак, а возможно, и подставка. Малыш должен знать, как пользоваться туалетной бумагой. Мальчики должны поднимать стульчак и знать, зачем это необходимо. После туалета обязательно отправляется в ванную, чтобы вымыть руки с мылом, и задача взрослых – проконтролировать это.

Важно выработать у ребенка дошкольного возраста привычку к опрятному внешнему виду. Постоянно обращайте на это внимание, хвалите, исправляйте. Белье, носочки, колготки нужно менять ежедневно. У чада должно быть два-три комплекта домашней одежды.

Гигиена питания

Не менее важна гигиена питания, которой ребенок должен научиться как можно раньше. Гигиеническое воспитание и обучение детей строится на подражании взрослым и прямых указаниях родителей. Разумеется, учить малыша нужно деликатно и мягко.

К трем годам малыш должен владеть основными гигиеническими навыками, связанными с питанием и поведением за столом:

  • уметь принимать пищу самостоятельно (навык приема жидкой пищи при этом должен сформироваться к двум годам);
  • правильно держать приборы;
  • жевать медленно, тихо, не разговаривать во время еды;
  • обязательно мыть перед едой руки, а после еды умываться;
  • полоскать рот чистой питьевой водой из специального стаканчика.

Воспитанию гигиенических навыков необходимо уделять внимание с самых ранних лет. Это важно не только для успешной социализации ребенка, но прежде всего для его здоровья и правильного развития.

Поделиться Воспитание гигиенических навыков у детей

Воспитание культурно гигиенических навыков в семье


Консультация для родителей

Воспитание культурно - гигиенических навыков в семье

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия среда, в которых он растет и воспитывается. Родители должны создавать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия в семье. Необходимо помнить, что гигиеническое воспитание тесно связано с воспитанием дисциплины, воли, организованности, оно готовит ребенка к трудовой деятельности, и в тоже время является эстетическим, формируя убеждения, что только чистое может быть красивым.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма. С чего же начать решение этой трудовой задачи?

С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным. С чего же следует начать?

С режима. Правильный режим основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья. Это обусловлено тем, что режим дня является своеобразным отражением закономерностей физиологических процессов, протекающих в организме. Очевидно, что все физиологические процессы имеют определенную согласованность, своеобразную ритмичность. Их комплектность обеспечивает жизненное единство организма с внешней средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение процессов у человека

Соблюдение правильного, соответствующего возрасту ребенка режима обеспечивает своевременное и правильное физическое, умственное развитие малыша. Ребенок который приучен к режиму обычно активен во время бодрствования, редко капризничает, не пере- возбуждается не отказывается от еды, быстро и спокойно засыпает в положенное время, сон его глубокий и спокойный.

Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению и даже к истощению нервной системы ребенок становится нервный. Ребенок становится нервный, беспокойный, а иногда вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно отражается на его состояние здоровья. Поэтому так необходимо сделать режим нормальной жизни.

Приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму:

-Своя зубная щетка

И не потому, что жаль поделится, а, наоборот, чтобы не причинить ненароком беды ни себе, ни другому.

Каждый из нас индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими в нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других организмов. И не даром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. А определить их круг довольно просто: ведь, что требуется для обслуживания своего организма, уход за ним, содержание, должно быть чистым и личным.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

Приучать ребёнка соблюдать правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что нельзя садиться за стол с немытыми руками, нельзя есть немытые ягоды и фрукты. Важно что бы ребёнок понимал, для чего он выполняет те или иные правила.

Воспитывая культурно-гигиенические навыки у детей, родители должны проявлять выдержку и терпение. Нужно поддерживать интерес детей к освоению этих норм, следить, что бы они изо дня в день выполняли все требования, помогать им непосредственно своим примером, показом, словом. Гигиеническое воспитание является в то же время и эстетическим. Грязное, не может быть красивым. Очень трудно воспитывать культурно – гигиенические привычки, если в семье нет единых требований. Мать приучает к порядку, а бабушка «жалея» внука или внучку, разрешает не выполнять этих требований. В детском саду приучают мыть перед едой и после загрязнения руки, аккуратно кушать, одеваться, раздеваться, складывать одежду на место, пользоваться носовым платком. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в помощи. Следует и дома приучать детей бережно относиться к вещам. Ложась спать, ребёнок должен аккуратно сложить свою одежду, игрушки. Если у него что то не получается, не нужно подчеркивать неумение, а надо подсказать, как исправить и доделать по возможности с его участием. Напоминайте ребёнку, что пищу надо брать понемногу, тогда её легко пережёвывать. Если Вы хотите приучить ребёнка пользоваться салфеткой, не забывайте класть их на стол. Если ребёнок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Следует создавать необходимые условия для закрепления навыков, привычек, и наоборот, устранять всё то, что может препятствовать их формированию. Только в активной деятельности формируются культурно – гигиенические навыки.

Источники: http://rearchildren.ru/kultura/vospitanie-gigieny-u-detej/, http://netnado.ru/vospitanie-kuleturno-gigienicheskih-navikov-v-semee/page-1.html, http://duimovochka7.com/srednyaya-gruppa-13/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения