Главная » Обучение детей

Обучение детей в древнем китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

В этой главе мы подробно изучим особенности древнекитайских систем воспитания и обучения. Рассмотрим их зарождение и развитие, влияние на них философских взглядов таких мудрецов как Конфуций, его сторонников и оппонентов.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, по мнению А.Н. Джуринского, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным.

З.И. Васильева отмечает, что большое значение на развитие педагогической мысли и практики воспитания сыграли мудрецы Древнего Китая. Самым знаменитым из мудрецов Древнего Китая был, конечно, Учитель Кун – Кун-цзы, которого европейцы привыкли называть именем Конфуций. Он родился в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу, служил при дворах нескольких князей, имел несколько тысяч учеников, которые переходили с ним из княжества в княжество, и умер в 479г. до н.э.

По мнению профессора Марковой А.Н. Конфуций обобщил опыт воспитания Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. В основе их лежали общефилософские и социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия.

Поведение благородного человека, согласно Конфуцию, строится на том, что он ясно понимает свое место в социальной иерархии и потому в любой роли сохраняет глубокое чувство собственного достоинства. Он чтит предков, уважает родителей и слушает старших. К тем же, кто ниже него он относится гуманно. Идеалом благородного человека должен быть сам правитель. Он и служит образцом для подражания, воспитывая их собственным примером. Для Конфуция и его последователей есть нечто более высокое, чем интересы и желания правителя, - это Воля Неба.

Конфуций предпринял первую попытку теоретического осмысления воспитания. Опираясь на китайскую педагогическую традицию, он сделал вопрос о правильном воспитании членов общества неотъемлемой частью своего этико–политического учения.

Конфуций не считал воспитание всесильным, связывая его со способностями людей и их трудолюбием, а природные людей материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека.

Ученый отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы, он различал обладателей высшей врожденной мудрости ( сыны неба , правители ), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам ( благородные мужи , опора государства ), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний ( чернь ).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами, благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу. Программой нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривалось обучение шести искусствам сынов неба и благородных мужей .

Латышина Д.И. полагает, что Конфуций первым в истории возвысил человека, он был учителем человечности: Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность . До Конфуция великими признавались только боги, цари, герои. Он же провозгласил человека творцом культуры, создающего Прекрасное, Возвышенное и Должное, потому не уступающего богам. Очеловечивает человека способность осмыслить свою жизнь. Прежде чем поучать других, необходимо позаботиться о собственном совершенствовании. Будь мастером не ремесел, а собственного сердца, постигни смысл жизни в самоуглубленной работе сознания, для которой не требуется ни технические орудия, ни власть ,- таков главный завет Конфуция.

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации
Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обуче.

Взгляды на воспитание джентльмена в письмах Ф. Честерфилда
В XVIII—XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда Письма к сыну , не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора. Филипп Стэнхоп, граф Честерфилд, был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с.

Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией
Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи. Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. Пред.

Разделы

Школа в древнем Китае

Пока древнеегипетские, древнегреческие и древнеримские школьники старательно (или кто как) овладевали грамотой и грызли гранит науки, на другом конце мира, на востоке в далеком Китае их сверстники делали тоже самое. Вообще китайская цивилизация была не менее развитой чем египетская или греческая, в то время как на территории большей части Европы люди еще жили в пещерах, охотясь на медведя, китайские императоры наслаждались в роскошных дворцах, слушая музыку и вдохновляясь философскими трудами великих мудрецов Поднебесной.

Впервые века существования китайской империи монопольным правом на обучение владели исключительно дети из богатых аристократических семей. Однако благодаря великому китайскому мудрецу Конфуцию (551-479 г. до н. э.) эта традиция была прервана. Конфуций, который фактически сам был из обедневшей аристократической семьи (детство свое он провел в бедности) впервые начал широкую педагогическую деятельность, обучая не только благородных и богатых, но и бедных и простых, главное было -стремление к знаниям. Именно он дал толчок к проникновению образования и в низшие слои китайского общества, за что благодарные китайцы и по ныне называют его «первым учителем Китая».

Обучение начиналось в возрасте семи лет и продолжалось до полной победы «света знаний над тьмой невежества». То есть постоянной учебной программы не было, а учитель с каждым учеником занимался индивидуально, согласно его способностям и возможностям. Поэтому умный, способный и сообразительный ученик завершал обучение очень быстро, а кто умом не выделялся, мог учиться и половину жизни.

Среди главных дисциплин, изучаемых юными китайцами были письмо, счет, музыка, мораль, история, дети аристократов также учились стрельбе из лука и верховой езде (любой благородный китаец должен был уметь это делать, к слову сам Конфуций умел метко стрелять из лука и ездить верхом).

Социальное положение учителя в древнем Китае, в отличие от Греции и Рима было очень высоким, а профессия учителя была одной из самых почетных. Ученики должны были относиться к своему учителю с глубоким уважением и даже пиететом, к нам из глубины веков дошли такие высказывания о древнем китайском учительстве: «ни бедный ни богатый не имеет права не уважать учителем», «тот, кто учил человека хотя бы день, на всю жизнь становится для него таким же важным, как его отец».

В древних китайских школах была весьма строгая дисциплина. Начало обучения (так сказать первый звонок), когда юный китаец впервые приходил к своему учителю, начинался с того, что ученик приносил учителю в качестве подарка бамбуковую палку. Позже эта же палка (конечно если ученик был непослушным или ленивым) применялась по своему прямому назначению

Учились в китайских школах преимущественно парни, но состоятельные родители у которых были дочери, также могли дать им достойное образование. Однако обучение девочек проходило отдельно от мальчиков, само собой разумеется, что китайских девочек не учили стрелять из лука или скакать верхом, вместо этого они осваивали искусство танца, игре на музыкальных инструментах и даже учились писать стихи. Параллельно с этим девочек учили вести хозяйство, заниматься рукоделием. По уровню грамотности они же совсем не уступали мужчинам.

В средневековые времена китайскую системе обучения во многом переняла и Япония, и другие страны Дальнего Востока.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А еще у древнекитайских учеников впервые появились бумажные школьные тетради в нашем современном понимании. Ведь и бумага, как знаем, была изобретена в Китае, так что пока греческие, римские, египетские или вавилонские школьники маялись с клинописью или неудобным папирусом и пергаментом, китайские ученики писали себе на бумаге почти такой же, как и в наше время.

Похожие публикации:

Развитие образования в Китае

Воспитание и образование в китайском первобытном и рабовладельческом обществе (3000—770 гг. до н.э.)

Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна развитую культуру и образовательную систему. Первые ростки школьного образования в Древнем Китае восходят примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.

Согласно историческим свидетельствам в Древнем Китае существовали специальные места «Сян», где воспитывали детей и подростков. Появление этих первых своего рода школ относится приблизительно к 3000 г. до н.э.

В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала довольно развитая иероглифическая письменность, о чем свидетельствуют дошедшие до нас надписи на гадательных костях и черепашьих панцирях, которые относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000 различных иероглифов.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая «Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII вв. до н.э. имеется описание учебных заведений периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае появилось первое высшее учебное заведение — своего рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является одним из самых ранних высших учебных заведений в мире.

В эпоху расцвета китайского рабовладельческого общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное развитие образования. Учебные заведения делились на два основных типа: одни создавались в столице под управлением правительства, другие управлялись местными органами власти.

Столичные учебные заведения подразделялись на две ступени: начальные и высшие школы. В древней классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета) содержится описание этих школ. Дети из благородных семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы «Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте 20 лет они могли продолжать образование в высших школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.

Навигация по сайту
Опросы на сайте

Как Вы относитесь к ЕГЭ?

  • Положительно
  • Как к необходимой мере
  • Отрицательно
  • Давно надо было его ввести
  • Его необходимо отменить

Copyright © 1998 - 2016 profile-edu All Rights Reserved.
По вопросам размещенной информации на сайте,
просьба обращаться к администрации сайта.

Источники: http://www.edumask.ru/magiws-607-1.html, http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/shkola-v-drevnem-kitae/, http://www.profile-edu.ru/razvitie-obrazovaniya-v-kitae.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения