Главная » Обучение детей

Обучение грамоте детей детском саду

Обучение грамоте в детском саду


Источник: Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду
Изд-во «Педагогика», М. 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адресована научным работникам по дошкольному воспитанию, преподавателям и студентам педучилищ и пединститутов.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада

Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье»


Можно ли похудеть с помощью зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем такого особенного и почему зеленый кофе стал средством номер один для похудения? Читать далее.

Способствует ли пищевая сода избавлению от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами! Чудо-диеты и волшебные обертывания, травяные настои и экзотические продукты. Но чего не сделаешь ради красоты? В фаворе сегодня пищевая сода. Можно ли похудеть с ее помощью? Читать далее.

Можно ли сбросить лишний вес с помощью имбиря?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас и экстракт ананаса. После него панацеей объявили зеленый чай. Теперь же пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с помощью имбиря или это разбитые надежды худеющих? Читать далее.

Как не поправиться зимой: секреты идеального веса


Летом худеть очень легко, ведь радужное солнышко манит на прогулку, хочется плескаться в водичке и кушать только спелые овощи и фрукты с приусадебного участка. Зимой же ситуация обстоит совершенно в ином направлении: дабы скомпенсировать нехватку дневного света и тепла желудок бастует и требует пищи, да побольше, попитательнее. Читать далее.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Почему нам снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а напротив часто являются вещими снами. В целом ряде сонников разным родственникам отводятся различные роли. Читать далее.

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Читать далее.

Если приснился плохой сон.


Если приснился плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы долгое время. Часто человека пугает даже не столько содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим не напрасно. Читать далее.

Популярные статьи из раздела «Праздники и подарки»

Популярные статьи сайта из раздела «Лечение за границей»


Операция по увеличению груди


Многие женщины предпочитают делать пластическую операцию по увеличению груди за рубежом. Мотивация понятна – оснащенность и профессионализм зарубежных хирургов значительно выше, а значит, и результат операции, как правило, оказывается более впечатляющим. читать полностью


Коррекция фигуры в зарубежных клиниках


Во все времена человек стремился выглядеть красиво. Современный мир предлагает могущественное средство в борьбе за эстетику и красоту тела – пластическую хирургию. Данное направление медицины получило особенно широкое развитие за рубежом. читать полностью


Лечение рака за рубежом


Утратив веру в современную медицину, с каждым годом все больше наших соотечественников выезжают для лечения рака за рубеж. Из стран СНГ каждый год для диагностики и лечения рака примерно 30 тыс. человек выезжают в Израиль, 20 тыс. – в Германию и примерно 10 тыс. – в Швейцарию. читать полностью


Пластические операции за рубежом


Услуги пластических хирургов в зарубежных клиниках не обязательно баснословно дорогие. Во многих случаях стоимость пластической хирургии за рубежом сопоставима с «отечественными» ценами; иногда цены в российских частных клиниках даже превышают зарубежные. читать полностью

Помощь в организации лечения за границей

Вы можете обратиться за бесплатной консультацией по всем вопросам, связанным с организацией лечения или родов в ведущих зарубежных клиниках.

Опытные специалисты помогут вам:

Организовать лечение за рубежом

Организовать роды за границей

Подобрать подходящую клинику

Рассчитать стоимость лечения

Получить медицинскую визу и т. д.

Обучение грамоте дошкольников

Перед тем, как ребенок пойдет в школу, современная действительность требует, чтобы он уже был достаточно знаком с первыми школьными дисциплинами и без труда влился в учебный процесс. Подготовка к обучению грамоте дошкольников начинается еще в средней группе детского сада, на занятиях с воспитателем, который в игровой форме пытается выявить у ребенка проблемы, способные помешать дальнейшему образованию и вовремя их устранить. Это могут быть отклонения в разговорной речи, неусидчивость и нежелание самого малыша слушать и активно участвовать в уроке.

Технология обучения грамоте дошкольников

Когда ребенок переходит в следующую возрастную группу, где начинается уже обучение грамоте старших дошкольников, он уже достаточно вырос и вполне созрел для активной познавательной деятельности в области чтения и письма. Родители часто думают, что малышу достаточно запомнить буквы, для того чтобы научиться читать и писать.

Но на деле, методика обучения грамоте дошкольников – это всевозможные способы в виде игры и разнообразных упражнений. Они последовательно, начиная с самых простых, знакомят будущего школьника с такими понятиями, как звук, буква, звуковой ряд и прочее. Учителя начальной школы жалуются, что в последнее время мало уделяется внимания именно составу слова, как самого важного в процессе обучения. Ведь отталкиваясь от этого, ребенок познает роль слова в предложении и его значение. Всё это должно присутствовать на занятиях в детском саду.

Упражнения по обучению грамоте дошкольников

Всё время совершенствуются и разрабатываются новые оригинальные методики. Они позволяют в простой и интересной детям игровой форме запомнить такие важные понятия твердые и мягкие звуки, ударный слог, гласные и согласные, а также приучать руку к письму .

  1. Игры в звуки хорошо даются детям. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит в слове знакомый звук, названный взрослым.
  2. Игра в слова – воспитатель называет несколько слов начинающихся на одинаковую букву. Задача ребенка определить ее.
  3. Угадай букву - другой вариант игры в слова, когда называется несколько слов с одинаковой буквой в конце или в середине. Малышу нужно ответить, где она расположена.
  4. Игра с картинками. Малыш должен выбрать группу изображений, которые начинаются на одну букву.

Таких игр достаточно много и, в основном, дети с удовольствием играют в них. Обучение грамоте дошкольников - нелегкий труд, но он сполна вознаградиться, когда малыш пойдет в школу, и с легкостью будет воспринимать подаваемый материал.

Консультация для воспитателей
«Подготовка детей к обучению грамоте»

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.

Темп и уровень развития речи находятся в прямой зависимости от многих анатомо-физиологических особенностей ребенка. В первую очередь это касается зрелости коры головного мозга, развития артикуляционного аппарата и органов чувств ребенка (особенно рече двигательного и речеслухового анализаторов). В тесном единстве с физиологическими процессами развивается психологическая база речи. Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:

- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;

- нахождение слов, сходных и различных по звучанию

Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка

Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.

Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:

1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.

2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.

3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».

1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.

2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.

3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.

1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.

2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.

3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.

Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

от звука – к слогу;

от слога – к слову;

от слова – к предложению;

от предложения – к тексту, литературе.

Для реализации этой цели служат следующие задачи:

1. Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.

2. Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.

3. Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.

4. Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму .

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.

Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями и даже трагедиями не только для самого ребенка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя следующие последовательные этапы: 1) всесторонняя работа со звуком; 2) знакомство с образом буквы (знаком) и закрепления его; 3) формирование техники чтения. Нормальное формирование навыков письма также проходит три взаимосвязанных этапа: 1) аналитический (выделение элементов); 2) синтетический (соединение отдельных элементов в целое); 3) этап автоматизации (фактическое образование собственно навыка). При этом ни один этап нельзя пропустить.

- О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004

- Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005

- Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006

Источники: http://www.detskiysad.ru/ucheba/gramota.html, http://womanadvice.ru/obuchenie-gramote-doshkolnikov, http://dohcolonoc.ru/cons/4522-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-podgotovka-detej-k-obucheniyu-gramote.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения