Главная » Обучение детей

Особенности восприятия человека детьми

Возрастные особенности восприятия человека человеком

Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Развитие ребенка – с момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения, свойственных взрослому. Восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и труде. Известно, что в конце первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обстановки [1, с.148-150].

М.Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В яслях, детском саду, во дворе резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Углублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня) к различению людей по внешним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окружающих. В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются временные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеческое состояние. Об этом свидетельствуют переживаемые маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний. [1, с. 150-152].

Огромную роль в развитии отражения ребенком действительности, в развитии восприятия им людьми играет школа. А.А. Бодалевым были выявлены следующие данные:

1. С возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека в создаваемый портрет все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик. К 21 -26 годам процент фиксирований этой стороны внешности по сравнению с процентом фиксирования и отображения её детьми 7-8 лет возрастает почти в 2,2 раза.

2. С возрастом при словесном воссоздании облика все более часто включается в портрет другого человека описание черт его экспрессии как существенных признаков внешности. Процент фиксирований особенностей экспрессии к 21 - 26 годам по сравнению с процентом фиксирования этой стороны учениками 1 класса увеличивается почти в 3,6 раза.

Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков
Наиболее значимыми социально-психологически ми характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают ценностные ориентации и установки. Если ценностные ориентации характеризуют систем.

Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями
В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и п.

Системы развивающего обучения
Сам по себе факт возникновения в истории образования идеи развивающего обучения свидетельствует о том, что обучение может с разной степенью эффективности влиять на развитие детей. Идея обучения, направленная на создание условий для развит.

Особенности восприятия детьми других людей PECULIARITIES OF THE CHILDREN’S SOCIAL PERCEPTION OF STRANGERS Текст научной статьи по специальности Психология

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ,
  • ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ ,
  • ПРИПИСЫВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ,
  • SOCIAL PERCEPTION ,
  • PHENOMENA OF PERCEPTION ,
  • ATTRIBUTION OF CHARACTERISTICS

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — КИРЕЕВА З.А.

Статья посвящена проблемам восприятия людей младшими школьниками. Указаны факторы, влияющие на формирование впечатления о человеке. В работе приведены данные эмпирического исследования, в ходе которого установлены гендерные различия в приписывании незнакомым людям тех или иных личностных характеристик.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 19.00.00, author — KIREEVA Z.A. The Bryansk State University Herald

The article is devoted to problems of perception of strangers by younger pupils. The study tested the factors affecting the formation of impressions of unknown people. The article contains the empirical research, which established gender differences in the personal characteristics attribution to unfamiliar people.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Брянского государственного университета , КИРЕЕВА З.А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КИРЕЕВА З.А. Особенности восприятия детьми других людей // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-detmi-drugih-lyudey (дата обращения: 09.07).

КИРЕЕВА З.А. Особенности восприятия детьми других людей Вестник Брянского государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-detmi-drugih-lyudey (дата обращения: 09.07).

КИРЕЕВА З.А. (2015). Особенности восприятия детьми других людей. Вестник Брянского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-detmi-drugih-lyudey (дата обращения: 09.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КИРЕЕВА З.А. Особенности восприятия детьми других людей // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №1 С.82-84.

КИРЕЕВА З.А. Особенности восприятия детьми других людей Вестник Брянского государственного университета (2015).

КИРЕЕВА З.А. (2015). Особенности восприятия детьми других людей. Вестник Брянского государственного университета

Восприятие дошкольниками людей

Восприятие человека человеком формируется у ребенка с ее развитием, изменением потребности в общении, познании, труда Этот психический социально-перцептивный процесс активно развивается уже в немовлячому и ранне м детствеі.

Необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности - потребности в общении - является восприятие ребенком человека Именно в общении со взрослым интенсивно развивается восприятие его ребенок ной Развитие общения со взрослым, изменение его содержания помогает дошкольнику различать внешность людей, всесторонне воспринимать их, выделять их существенные особенности и функцииії.

восприятия человека способствует овладение малыша новыми видами деятельности (особенно коллективными), расширение круга общения, возникновения внеситуативно-личностного общения Активной формой отраженного ния дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними Об особенностях отражения ребенком людей свидетельствует ее изобразительная творчество Люди, которых изображает ребенок, ос обливости раскрытия их образов дают основания для выводов об отношении к ним, предпочтение их качествам тощощо.

яркие положительную оценку дети дают взрослым, к которым испытывают доверие, привязанность Зависит она и от статуса ребенка По данным исследований, дети с высоким статусом в группе чаще других по озитивно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ним Положение в группе сверстников сказывается и в восприятии детьми друг друга: чем выше положение ребенка в группе, тем выше оц инюють ее сверстники, и наоборотаки.

Существенное значение в восприятии людей детьми имеет и характер взаимоотношений дошкольников Оценивая симпатичных им детей, предпочитают называть их положительные качества: умение играть, доброту, общительность, неагрес сивнисть, трудоустройство любство, способности, аккуратность и т.д. Детей, которые не вызывают симпатии, характеризуют, как правило, негативно Чаще дошкольники называют такие их отрицательные качества, как жадность, не опрятность, непослушание, отсутствие знаний, умений, способностей (\ плохо отвечает на занятии\ , \ не умеет рисовать\ , \ бьется\ , \ плохо играет\ и т.д.я , погано грається тощо).

По завершению дошкольного возраста дети при восприятии и оценке людей почти не используют непосредственное отношение к ним, вместе с общей положительной характеристикой могут отметить и их нега ативни каче.

В взаемооцинци дошкольников наблюдаются и половые различия Оценивая девочек при положительном к ним отношение, представители обоих полов отмечают у них больше положительных качеств, чем при оцен вания мальчиков, которым также симпатизируют Характеризуя мальчиков, из-за негативного к ним отношения, девочки перечисляют больше негативных качеств, чем таких качеств у девочек, к которым тоже негативно относятсяся.

Различные качества человека дошкольники осознают, адекватно оценивают не одинаково: физические качества, возможности сверстника воспринимают и оценивают правильнее, чем моральные

Восприятие ребенком человека все время меняется Оценочные суждения о людях младшего дошкольника недифференцированные, неустойчивы, изменчивы, ситуативные Со временем они становятся полными, розгорнутишимы, адекватной шими, охватывают не только внешние, физические данные, но и личностные, внутренние качеті.

Восприятие дошкольниками родителей обусловлено их ролевой идентификацией с родителями 5-летние дети пытаются усвоить идентичную их пола поведение посредством принятия роли, носителем которой видят м маму или папу Мальчики сильнее идентифицируют себя с родителями в 5-7 лет. девочки - в 3-8 Успешность идентификации зависит от компетентности, авторитета папы (мамы) в представлениях детей, наличии в семье идентичного их пола представителя прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек) Идентификация связана с теплыми взаимоотношениями а родителями другого пола: например, мальчики чаще идентифицируют себя с папой, если не боятся наказания матери Нередки исследования опровергают утверждение 3 Фрейда, что отец аналогично не является для ребенка объектом зависти и враждебности, а н авпакы - объектом первенстваршості.

Способность увидеть и оценить личностные качества людей помогает ребенку воспринимать и героев художественных произведений

В развитии социальной перцепции ребенка ведущую роль играет взрослый, который помогает ей лучше понять людей, влияет на формирование взглядов, эталонов, пользуясь которыми, дошкольники оценивают ди ее, поведение тех, с кем имеют дело, корректируют себя При этом имеют значение поведение, внешний вид самого взрослого, его взаимоотношения в личной микросреді.

Итак, сенсорные возможности ребенка формируются в процессе жизнедеятельности Органической предпосылкой сенсорного развития является созревание анализаторов Однако для этого только их готовности недостаточно, нужен и это енсорний опыт, без чего невозможно развитие ориентировки в свойствах и отношениях предметов действительноститі.

Развитие ощущений и восприятия взаимосвязан с общим уровнем умственного развития ребенка, овладения ею речью Особое значение в развитии сенсорики имеет усвоение ребенком общественного сенсо пахотного опыта, овладение действиями восприятия, усовершенствования йх.

В дошкольном возрасте начинают формироваться основы художественного восприятия, уровень которого зависит от способности ребенка понять изображенное, проникнуть в его суть, принять эмоционально, сопереживать с героев Оямы твор.

Активно развивается в этот период и социальная перцепция ребенка: дошкольники учатся различать внешность людей, полнее, глубже воспринимать во всех измерениях, зависит от их межличностных взаемы ин, положение среди них, векового, индивидуальных особенностей тощ.

Важная роль в развитии сенсорики ребенка принадлежит взрослым, которые помогают детям овладеть произведенной человечеством системой сенсорных эталонов, формировать перцептивные умения, развить сенсорные возможности и в процессе наполнения деятельности содержание.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источники: http://www.mindstheory.com/lcoms-55-1.html, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-detmi-drugih-lyudey, http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/spriymannya_doshkilnikami_lyudey.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения