Главная » Обучение детей

Условия обучения детей овз школе

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Введение Актуальность исследования. Формирование открытого демократического общества в России, вхождение в мировое социокультурное пространство, признание приоритета прав и свобод личности, обусловили переосмысление отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, привели к осознанию необходимости их более широкого включения в различные сферы жизни, важнейшей из которых является образование. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовой школы является общемировой тенденцией.

В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий, для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.); в национальной стратегии-инициативе «Наша новая школа», которые ориентируют систему образования на обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Зарождение идей инклюзивного образования в России просматривается в Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО. Российскими учеными Института проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете ведутся прикладные научные исследования в области инклюзивной образовательной практики. Реализация нового подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в нашей стране осторожно.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Это обуславливает актуальность изучения темы «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».

Объектом исследования является процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Предметом - теоретические и методологические основы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Целью курсовой работы является изучение особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Теоретические основы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как субъект воспитания (понятия, особенности этой категории детей)

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья -- это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.

Анализ литературы позволил выделить следующие факторы, влияющие на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [35, с. 54]:

Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть: ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;

Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

1.2 Международный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3 История развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

2. Методологические основы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

2.1 Государственная образовательная политика в отношении воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Условия обучения детей с ОВЗ

При зачислении детей в Учреждение, для обучения в коррекционных классах по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII или VII вида родители (законные представители) представляют следующие документы:
направление УО АШР и заключение ПМПК с рекомендацией обучения ребенка по определенной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения;
заявление родителей (законных представителей) ребенка на имя руководителя Учреждения;
подлинник и копия свидетельства о рождении (заверяется директором Учреждения);
медицинская карта ребенка.
личное дело (если ребенок поступает из другого образовательного учреждения).

ПРИКАЗ Об обучении детей с ОВЗ

АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА

от 11.09 №130/1

Об организации обучения детей с ограниченными

возможностями здоровья в школах Шарыповского района

На основании п.5.ст.5. Закона РФ Об образовании , п.29, 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении, письма Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), Постановления администрации Шарыповского района от 21.09г. № 871-п О внесении изменений в постановление администрации Шарыповского района от 01.10 г. №700-п Об утверждении сети образовательных учреждений Шарыповского района (в редакции от 16.12г. №1006-п, от 23.09г. №660-п, от 16.09г. №702-п)

1. Открыть специальные (коррекционные) классы по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида в следующих общеобразовательных учреждениях района:

- МБОУ Берёзовской средней общеобразовательной школе №1: 3кл.

- МБОУ Ивановской средней общеобразовательной школе №2: 2, 3, 4, 5, 7 классы, объединив их в 2 класса-комплекта. Первый комплект - 2,3 и 4 классы, второй комплект – 5, 6 и 7кл.

- МБОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школе №4: 3, 4, 5, 6, 7, 8 классы, объединив их в 3 класса-комплекта. Первый комплект - 3 и 4 классы; второй комплект - 5 и 6 классы, третий комплект – 7 и 8 классы.

- МБОУ Парнинской средней общеобразовательной школе №5: 1, 2, 3, 6, 7, 9 классы, объединив их в 2 класса-комплекта. Первый комплект - 1, 2 и 3 классы, второй комплект - 6, 7 и 9 классы.

- МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школе № 6: 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9классы, объединив их в 3 класса-комплекта. Один комплект – 2, 3 и 4 классы, второй комплект – 4, 6, 8 и 9 классы, третий комплект – 6 класс.

- МБОУ Холмогорской средней общеобразовательной школе: 2, 4, 6, 7, 9 классы, объединив их в 2 класса-комплекта. Первый комплект - 2 и 4 классы, второй комплект – 6, 7 и 9 классы.

2. Открыть интегрированные классы в следующих общеобразовательных учреждениях:

- МБОУ Березовской средней общеобразовательной школе №1: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9 классы;

- МБОУ Ивановской средней общеобразовательной школе №2: 3, 9 классы;

- МБОУ Малоозёрской средней общеобразовательной школе №3: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 классы;

- МБОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школе №4: 2, 6 и 7 классы;

- МБОУ Парнинской средней общеобразовательной школе №5: 1, 2, 5, 7 и 9 классы;

- МБОУ Родниковской средней общеобразовательной школе №6: 1, 2 и 5 классы;

- МБОУ Холмогорской средней общеобразовательной школе: 3, 4, 8 и 9 классы;

- МБОУ Шушенской средней общеобразовательной школе №8: 2, 3 и 6 классы;

- МБОУ Белоозёрской основной общеобразовательной школе №9: 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 8 классы;

- МБОУ Большеозёрской основной общеобразовательной школе №10: 4, 6 и 7 классы;

- МБОУ Гляденской основной общеобразовательной школе №11: 4, 6 и 8 классы;

- МБОУ Горбинской основной общеобразовательной школе №12: 2, 3, 5, 6 и 8 классы;

- МБОУ Дубининской основной общеобразовательной школе №13: 1 класс;

- МБОУ Ершовской основной общеобразовательной школе №14: 4 и 7 классы;

- МБОУ Оракской основной общеобразовательной школе №15: 1, 2, 4, 7 и 8 классы;

- МБОУ Скрипачниковской основной общеобразовательной школе №16: 2, 3, 6 и 9 классы;

- Новокурской начальной школе филиале МОУ Новоалтатской средней общеобразовательной школы №4: 4 класс.

Учащихся, которым рекомендовано обучение по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII видов, зачислить в выше указанные интегрированные классы.

3. Директорам общеобразовательных учреждений района создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и реализации программ специальных (коррекционных) школ VIII и VII видов.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на Ботвинкину Т.Ю. начальника отдела дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания.

Начальник УО АШР А.С.Лобастов

Исполнитель: Петрова Н.А

Контактный телефон:
(39153)36 2 30
E- mail: ivanscool@rambler.ru

В нашей школе (районный центр) обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на содержании областного социально-реабилитационного учреждения. В школе нет надлежащих условий для обучения таких детей. Нам не сообщают об их диагнозе. Часто у детей случаются нервные срывы, но мы к этому не готовы. Нет ни базы, ни штата специалистов. Что мы можем предпринять по новому закону об образовании?

Вопрос весьма актуальный, так как данная ситуация не является единичной.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних входят в систему социальных служб согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Новый закон об образовании допускает образовательную деятельность в таких организациях (ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ). Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 63 данного Федерального закона лица, находящиеся в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, должны получать общее образование в этих организациях, если получение ими образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях. Иначе говоря, обучение детей из социально-реабилитационных центров в общеобразовательной школе допускается при наличии соответствующих возможностей, которые в данном контексте означает наличие необходимых условий обучения.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой. В организациях, осуществляющих обучение, создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (части 1 – 3 ст.79 Федерального закона № 273-ФЗ).

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются разделом III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

Как следует из вопроса, в школе нет соответствующих условий для обучения детей с ОВЗ, находящихся на обеспечении социально-реабилитационного центра. Для разрешения ситуации, исходя из интересов детей и их права на качественное образование, школа должна поставить перед учредителем и органом социальной защиты населения, в ведении которого находится Центр, вопрос о невозможности продолжения образования детей в сложившихся неудовлетворительных условиях.

Возможно, о ситуации следует проинформировать орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия по государственного контролю (надзору) в сфере образования, а также органы прокуратуры.

Источники: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00489619_0.html, http://ivanscool.ucoz.ru/index/uslovija_obuchenija_detej_s_ovz/0-70, http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/v-nashey-shkole-rayonnyy-centr-obuchayutsya-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения