Главная » Поведение ребенка

Профилактика агрессивного поведения детей

Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Многие отечественные и зарубежные психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К. Левитов Н.Д. и другие.

Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Так же агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

В науке принято различать два основных типа агрессивных проявлений: целевая и инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия — случайное нанесение вреда человеку в детском коллективе достаточно распространена. Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками. В игре ребенок как бы “отрабатывает” нарождающиеся лидерские тенденции становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев — это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого — отнятая игрушка, для третьего — оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать.

По данным доктора психологии, специалиста по семейному и детскому консультированию В. Оклендера, агрессивное поведение ребенка связано в первую очередь с окружением, а не с его внутренними побуждениями, с каким-то внутренним стремлением поступать так, а не иначе. Однако именно окружение (а не внутренние трудности) провоцируют ребенка; если ему чего и недостает — так это способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и гнева. В. Оклендер подчеркивает, что обучение культурным формам выражения гнева является профилактической мерой и способом работы с агрессивным поведением.

В результате собственного экспериментального исследования в области профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста были выявлены интересные закономерности.

Прежде чем приступить к описанию результатов исследования необходимо представить методическое и методологическое оснащение, кратко описать сам ход исследования. В проведённом экспериментальном исследовании были использованы следующие методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, а также метод математической психодиагностики (среднее значение по выборке, t – критерий Стъюдента, метод линейной корреляции по Пирсону). Комплекс исследовательских методик включает в себя: модифицированный тест Розенцвейга, рисуночные методики “Несуществующее животное”, “Кактус”, “Лист наблюдения за агрессивными детьми”, анкета для родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.

В психолого-педагогическом эксперименте было исследовано 48 детей в возрасте 5 – 6 лет. В экспериментальную и контрольную группу входило по 14 человек. В результате первичного исследования были выявлены особенности проявления агрессии в поведении старших дошкольников. В частности, уровень агрессивности детей прямо коррелирует с такими личностными характеристиками как импульсивность, экстравертированность, стремление к домашней защите, тревожность, активной невербальной агрессией направленной на предметы. Обратно пропорциональные взаимосвязи проявились по отношению к демонстративности, неуверенности в себе, оптимизму. После проведения коррекционной программы, которая кратко представлена в таблице 1, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения: 1) снизился уровень агрессивности (по методике Розенцвейга на 18%, “Несуществующее животное” - на 8%, “Кактус” - на 32%, по результатам анкетирования – на 16%, т. е. в среднем на 18,5%); 2) произошло снижение импульсивности на 18%, эгоцентризма – на 3%, интравертированности – на 42%, чувства одиночества – на 43%; 3) уменьшилось число проявлений таких форм агрессивного поведения как пассивная невербальная – на 15%, скрытая активная невербальная – на 14%, прямая активная невербальная – на 7%; 4) возрос уровень демонстративности – на 27%, оптимизма – на 36%, экстравертированности – на 54%, стремления к домашней защите – на 43%.

Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о подтверждении гипотеза о том, что произойдет снижение агрессивности у детей дошкольного возрасти при создании следующих условий направленных на: снижение агрессивности через психогимнастические игры, развития коммуникативных умений и формирование адекватных – дружелюбных форм поведения.

План коррекционной программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание и развитие детей

Малыш капризничает? Устраивает истерики? Дерется? Что происходит? Почему ребенок из ласкового и приветливого превращается в жестокого и грубого? Можно ли это предотвратить и как? Ответы на эти вопросы читатель найдет в данной книге.

В пособии представлена программа работы по снижению негативных поведенческих реакций у детей раннего возраста. В ее основе цикл занятий для детско-родительских групп, цель которых - профилактика и снижение детской агрессивности через гармонизацию отношений между родителями и ребенком. Кроме конспектов занятий, программа включает материалы по динамической диагностике и рекомендации воспитателям, в том числе содержание бесед с родителями.

Книга адресована психологам, воспитателям и родителям.

  • Психолог. познакомившись с психокоррекционной программой, сможет провести цикл занятий, направленных на профилактику агрессивности у детей раннего возраста.
  • Воспитатель узнает, как с помощью игр улучшить микроклимат в детской группе.
  • Родитель поймет, каковы причины детской агрессивности и как сделать, чтобы малыш вновь стал добрым и дружелюбным.
  • Цели и задачи программы
  • Рекомендации воспитателям
  • Беседы с родителями
  • Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста
  • Психокоррекционные занятия
  • Структура занятий
  • Содержание занятий
  • Учет и анализ результатов занятий

Наш сайт использует cookies-файлы, которые собирают данные о его посещении. Эти данные анонимны и помогают обеспечивать удобный просмотр нашего сайта, а также дают возможность улучшать его. Ни один из используемых на нашем сайте cookies не собирает информацию, позволяющую лично идентифицировать Вас.

Для того чтобы продолжить работу с сайтом, Вам необходимо принять использование cookie-файлов. Подробнее

Cookies - это небольшие текстовые файлы, состоящие из букв и чисел и которыми web-сервер помечает конкретный браузер при его посещении. При следующем визите сервер уже узнает пользователя и может предложить ему информацию с учетом заявленных прежде пристрастий или, наоборот, не показывать клиенту те данные (например, рекламный баннер), которые он уже видел.

Cookies не способны читать диск компьютера пользователя. Некоторые их значения хранятся только в течение одного сеанса работы с сервером и удаляются после закрытия браузера. Другие записываются в файл и хранятся на жестком диске компьютера в специальных директориях.

Cookie-файлы не являются приложениями и не содержат вирусов или аналогичных вредоносных кодов. Cookie-файлы служат для хранения конкретной информации о пользователях сайта, чтобы позже этот сайт смог распознать данного пользователя и загрузить сохраненную информацию. Это может быть, например, имя пользователя, информация о предыдущих посещениях и о том, какие разделы сайта пользователь уже посетил.

Мы используем файлы cookie, чтобы сделать контент и рекламу более интересными и подходящими для вас, дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях, а также проанализировать наш трафик. Мы передаем информацию о ваших действиях на сайте нашим партнерам: рекламным и аналитическим сервисам, а также социальным сетям.

Ни один из используемых на нашем сайте cookies не собирает информацию, позволяющую лично идентифицировать Вас.

Вы можете разрешить или заблокировать размещение cookie-файлов, а также удалить их с вашего устройства с помощью настроек интернет-браузера.

Помните, что отключение cookie-файлов повлияет на функциональность этого сайта, приведёт к отключению определенных функций и возможностей данного сайта. Поэтому рекомендуется не отключать cookie-файлы.

e-BookShelf.info, 2012 - 2016

Профилактика агрессивного поведения подростков

Прежде чем говорить о профилактике агрессивного поведения подростков. нужно выяснить, что такое агрессивное поведение. Агрессия - это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда.

Человек, на которого направлена агрессия не ждет в свой адрес подобного обращения, демонстративное поведение демонстрирует превосходство в силе даже применение силы.

В повседневной жизни не всегда можно разделить вызвана ли агрессия подростка внутренними состояниями подростка или зависит от внешних обстоятельств.

Каждый подросток проявляет агрессию, но все подростки различаются по степени агрессивного поведения. Агрессия подростка зависит от внешних, внутренних условий развития, а также наследственными задатками подростка.

Агрессия - это не всегда не правильно. Агрессия помогает адаптироваться к окружающей среде, агрессия - это повседневное соперничество, которое есть даже в дружбе .

Агрессия детей и подростков - это очень актуальная тема. Агрессивные дети и подростки отвергаются взрослыми. Агрессивные подростки всегда приписывают другим людям злые умыслы, а неагрессивные (вернее в меру агрессивные)думают о том, что другой просто ошибся.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Психологические особенности провоцирования агрессии таковы: низкий интеллект, низкая самооценка, плохой самоконтроль, плохие навыки коммуникации, повышенная возбудимость нервной системы.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется по-разному. Например, возрастные признаки требуют адаптации к новым жизненным и физиологическим обстоятельствам, а это повышает агрессивность.

Взрослые должны понимать, что взаимодействие с агрессивным подростком должно исключать ответную агрессию. Агрессивного подростка нужно понять и принять, а затем уже перевоспитывать.

Это нужно для того, чтобы подросток осознал, что есть люди разные и мир не безвариантно плох, а значит стоит попробовать поменяться - в этом главная задача профилактики агрессивного поведения подростка.

*Разное. Да, этот мир не так уж и плох, и придуман не нами, и красота его спасёт. Особенно Royal Beauty http://royalbeauty.ru/katalog/salony-krasoty .

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Воспитание трудных подростков Сегодня достойный выигрыш и награда для подростков - это социальный выигрыш. Физиология в подростковом возрасте.
  2. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста Агрессивное поведение детей дошкольного возраста имеет свои причины, которые ещё очень легко выяснить. Родителям самим.
  3. Организация тренингов для подростков Для успешного осуществления тренинговой программы необходимо вовлечь в работу не только подростков, но и представителей.
  4. Обувь для подростков.Фото Скоро новый летний сезон. Пора подбирать обувь, подросток категория сложная, выбирать обувь задача на многие.
  5. Подросток и пол Подростковый возраст - это возраст всевозможных жизненных определений и самоопределений. Подросток и его пол, отношение.
Оставить вопрос психологу

Источники: http://festival.1september.ru/articles/506180/, http://e-bookshelf.info/index.php/8-vospitanije/14-profilaktika-agressivnogo-povedeniya-u-detej-rannego-vozrasta, http://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/profilaktika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения