Главная » Поведение ребенка

Влияние среды поведении детей

Статья на тему:
Влияние среды на развитие ребенка

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Почетный работник общего образования Российской Федерации,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ д/с № 93 Калининского района СПб)

Пространственно-предметная развивающая среда выступает одним из главных условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. С учетом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе. Создается разное пространство в группе для игр мальчиков и девочек, и подбираются игрушки с учетом их полового признака. Так же вносятся полотенца для умывания, стаканчики для полоскания рта, учитывая цветовую гамму.

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. Современная система воспитания не отводит достаточного места половому воспитанию детей дошкольного возраста. А ведь психика, физиология, поведение и другие личностные характеристики мальчиков и девочек различны на разных этапах развития. И как следствие при воспитании и обучении мальчиков и девочек необходимы разные подходы. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Цель полового воспитания - формирование представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола, преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Методы и приемы полового воспитания:

1. Художественное слово. Усвоение половой роли - это в первую очередь познание норм и правил поведения. Сказки, рассказы, стихи очень помогают детям узнать, как положено и как не стоит себя вести девочкам или мальчикам. Из художественных произведений дети узнают о таких мужских качествах, как смелость, отважность, ответственность, выдержка, и то, что эти черты могут быть присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. Из произведений литературы дети узнают и о женских чертах: терпении, милосердии, нежности. Это произведения: Ш. Перро Красная шапочка , р.н.с. Морозко , С. Маршак Мальчики и девочки , А. Барто Помощница , С. Михалков Дядя Степа , В. Осеева Просто старушка и другие. О мужественных поступках людей повествуют рассказы и стихи С. Маршака Пожар , Рассказ о неизвестном герое .

2. Широко используются в работе с детьми по поло-ролевому воспитанию беседы на следующие темы: Как я помогаю маме (папе) , Любимые игры мальчиков и девочек

3. Создание проблемных ситуаций для девочек, для мальчиков. Обсуждение проблемных ситуаций по серии сюжетных картинок. Например: Игрушками нужно делиться ; Случай на горке и т.д.

4. Сюжетно-ролевые игры: Детский сад , Семья , Больница , Магазин , Парикмахерская и т.д. В каждом сюжете дети отражают трудовые действия девочек и мальчиков, женщин и мужчин, их отношения, взаимодействия и взаимозависимость.

5. Изготовление подарков к женским и мужским праздникам.

6. Рисование по темам: Это я , Моя семья и т д.

7. Просмотр мультфильмов с обсуждением: Маша и медведь , Кошкин дом , Приключения кота Леопольда и т.д.

8. Отгадывание загадок о частях тела, о животных и их детенышах.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр. Игра помогает разрядить скопившуюся энергию. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение, лучше приобретать конструкторы, сборно-разборные модели транспорта и т.д. Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация предметно-пространственной среды требует особого внимания со стороны педагогов. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды деятельности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателя состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование элементов её с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

12. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда .

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской. культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/24/vliyanie-sredy-na-razvitie-rebenka, http://aneks.spb.ru/index.php?catid=34id=234Itemid=25option=com_contentview=article, http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/shpargalka_po_pedagogike_dlja_pedagogov/p12.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения