Главная » Поведение ребенка

Задачи работы детьми девиантным поведением

Полезная информация » Дети девиантного поведения как объект социальной работы

Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах социального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность.

Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшествующей эпохи. Рост социальной напряжённости и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Как следствие, рост числа правонарушений.

Поэтому, тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С. Алемаскина М.А. Антонян Ю.М. Беличевой С.А. Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д. Дубровиной И.В. Знакова В.В. Иванова Е.Я. Игошева К.Е. Исаева Д.Д. Исаева Д.Н. Ковалёва А.Г. Кона И.С. Кондрашенко В.Т. Личко А.Е. Миньковского Г.М. Невского И.А. Пирожкова В.Ф. Платонова К.К. Потанина Г.М. Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике отклоняющего поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Также надо отметить, что резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.

Из-за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании.

Специфика военно-профессиональной деятельности
В любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия меж.

Методы научного познания в юридической психологии
Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономе.

Ценностные ориентации как фактор адаптации китайских граждан в России
В последние годы существенно возросло число китайских граждан, пребывающих в Россию. По данным различных исследований, проведенных в России, в процессе адаптации к новой культуре китайские граждане переживают негативные эмоциональные сост.

В процессе своего существования человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится каким-либо образом к тем или иным фактам, то есть испытывает те или иные чувства по отношению к ним.

Эволюция психики составляет часть общего процесса эволюции животного мира и совершалась по закономерностям этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к.

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)

е нельзя считать полностью завершенным. Оно требует дальнейшей проработки для получения более объективных и достоверных данных.

Эффективности социальной работы с детьми девиантного поведения зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия молодёжных, общественных организаций и объединений, деятельности учреждений социального обслуживания; кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.

Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд федеральных законодательных программ и правовых документов, таких как Дети России (Указ Президента РФ от 18.08.1994г.), Закон Об образовании и др. В нашем регионе существуют и ряд локальных законодательных актов, призванных улучшить положение молодежи в области, например, Закон Ульяновской области от 14.11.2002 N 055-30 Об основах молодежной политики в Ульяновской области (принят ЗС области 31.10.2002), Закон Ульяновской области от 29.12.2004 N 105-30 Об областной целевой программе Молодежь 2005 - 2010 годы (принят ЗС области 23.12.2004), Закон Ульяновской области от 30.11.99 N 039-30 О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят ЗС области 25.11.99) и др.

Однако, являясь важной составляющей в решении вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.

Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.

В данной работе были рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. В частности, был сделан акцент на такой форме девиантного поведения как агрессия. Нами был освещен и проанализирован опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Каждое из приведённых направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения несовершеннолетних во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Поэтому, мы постарались для проведения практической работы выбрать наиболее распространенные и апробированные методики, но которые в недостаточной степени внедряются в практику. И как показало исследование, данные методики оправдали свои ожидания и дали положительные результаты. Так, в целом, около 60% участвующих в программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе, которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со сверстниками. Конечно, эти изменения достаточно скромные и происходят на локальном уровне (в рамках одной школы, или одного региона), для более глобальных изменений необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, н

Презентация на тему: Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе

Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения. Выявление трудновоспитуемости Личностно – ориентированная диагностическая работа с детьми девиантного поведения.

Беседы с классными руководителями. Беседы с родителями. Беседы социального педагога непосредственно с трудновоспитуемыми. Диагностическая работа психолога школы с детьми девиантного поведения.

Диагностическая работа Изучение личностных характеристик учеников. Изучение познавательного развития учащихся. Изучение характера взаимоотношений в классе. Изучение проблем класса с точки зрения учителя. Изучение проблем класса с точки зрения учащихся. Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье. Работа с родителями, с семьей. Оформление личных социально-психологических карт на каждого учащегося.

Коррекционно – профилактическая работа

Коррекционно – профилактическая работа с классом. Консультирование классных руководителей и учителей – предметников по результатам исследований классов. Комплексная работа по воспитанию здорового образа жизни. Самоопределение учащихся и профориентационная работа Тематические классные часы.

Тематические классные мероприятия Умеем ли мы общаться? Дети разных поколений. Давайте поймём взрослых. Кому сегодня нужна любовь? «Что такое дружба?» Классное мероприятие по сплочению коллектива. Мой характер и темперамент. Конфликт. Как его разрешить? «Мир моих увлечений». Профориентационное мероприятие.

Личностно – ориентированная направленность Беседы и консультации с родителями. Беседы с ребёнком. Посещение семьи и обследование взаимоотношений её членов. Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью. Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося. Работа по программе «Дети группы риска».

Работа в микрогруппе Работа по программе «Дети группы риска». Кружки по интересам и внеклассная работа с детьми, проявляющими те или иные признаки дезадаптированности. Микрогрупповые психотренинги и психокоррекционные занятия.

Коррекционно – развивающая работа с ребёнком. Оказание консультативной помощи ребёнку, родителям, учителям.

Источники: http://www.inminds.ru/fmad-578.html, http://www.studsell.com/view/38412/210000, http://ppt4web.ru/pedagogika/socialno-pedagogicheskaja-rabota-s-detmi-deviantnogo-povedenija-v-shkole.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения