Главная » Развитие ребенка

Быстрая оценка психомоторного развития детей раннего возраста

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста

Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года).

Моторное развитие младенцев.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке.

Младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды. Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Copyright 2016 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru

Определяем уровень развития психомоторных способностей у детей раннего возраста

Развитие психомоторных способностей детей раннего возраста влияет на развитие познавательной деятельности и формирование многих необходимых ребенку навыков.

Как правило, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые могут быть условием для успешного выполнения любого одного или нескольких действий. И формируются они во время обучения и воспитания.
Исследуя психомоторные способности ребенка, следует направить свое внимание на следующие направления:

  • - исследование координации движений (точность движений, взаимодействие макро- и микродвижений, координация движений левой и правой руки);
  • - сенсомоторная координация (зрительно-моторная, слухо-моторная);
  • - пространственная координация (изучение схемы тела, телесного пространства);
  • - ритмичность (темпоритм).

Один из путей определения психомоторных способностей – наблюдение за динамикой успешности в процессе развития ребенка.

Ниже приведены примеры несложных диагностических методик для определения уровня психомоторных способностей ребенка.

Эта методика позволяет определить уровень развития сенсомоторной координации детей от 1 до 3 лет. Для каждой возрастной категории предлагаются разные задания. Каждое задание предполагает 2-3 попытки.

Материалы: лист бумаги, простой карандаш.

Возраст ребенка: 1 год.

Задание: взрослый рисует карандашом несколько линий на листе бумаги, потом дает ребенку и наблюдает, начнет ли он им пользоваться.

Оценка: норма, если во время одной из трех попыток ребенок взял карандаш и начал водить им по листу бумаги, независимо от того, появился на след или нет.

Возраст ребенка: 2 года.

Задание: на листе бумаги взрослый чертит одну-две вертикальных линии и просит ребенка сделать то же самое. Независимо от того, начертит он их или нет, взрослый продолжает чертить горизонтальные линии и снова просит начертить такую же. Если ребенок чертит каракули, вместо вертикальных и горизонтальных линий, то задание повторяется на другом листе. Задание можно выполнить и в виде лестницы или креста.

Возраст ребенка: 3 года.

Задание: взрослый проговаривает и рисует: Сейчас я нарисую воздушный шарик. А ты сможешь? Нарисуй и ты шарик с ниточкой . После выполнения взрослый говорит: Теперь нарисуй яблоко, но с хвостиком. Если ребенок не начинает рисовать, взрослый рисует сам, а потом снова просит ребенка.

Оценка: ребенок должен создать кривую замкнутую линию и должен четко понимать, где нарисован шарик, а где – яблоко.

Тест на скорость (выкладывание монет или пуговиц)

Небольшая коробка ставится перед ребенком так, чтобы он мог свободно достать до нее согнутой в локте рукой. Параллельно к передней стенке коробки выкладывают на расстоянии 5 см в ряд 20 монет или пуговиц (диаметром 2 см) По команде ребенок начинает как можно быстрее перекладывать в коробку по одной монете. Порядок выкладывания ребенок выбирает самостоятельно. Нужно следить за тем, чтобы монеты ребенок не бросал. На выполнение задание отводится 25 секунд. Тест ребенок выполняет ведущей рукой.

Оценка: задание считается невыполненным, если после отведенного времени остались незадействованные монеты. Допускается 2 попытки.

Тест на ориентацию в схеме тела

Задание: ребенок должен, закрыв глаза, дотронуться указательным пальцем правой и левой руки (по очереди) к кончику носа.

Оценка: задание считается невыполненным, если ребенок дотронулся не к кончику носа, а к другому месту, или же сначала дотронулся к другому месту, а потом к кончику носа. Допускается 3 попытки, из них 2 должны быть позитивными.

Тест на одновременность движений

Задание: ребенку предлагается указательными пальцами вытянутых рук начертить в воздухе круги, размер которых выберет сам ребенок, но они должны быть одинаковыми для обеих рук. Правой рукой следует чертить по часовой стрелку, а левой – в противоположную сторону.

Оценка: задание считается невыполненным, если ребенок поворачивает обе руки в одну сторону, если круги неправильной формы или разные по размеру. Допускается 3 попытки.

Предложенные диагностические методики помогают определить и конкретизировать степень сформированности определенных психомоторных способностей у детей раннего возраста, позволяют подходить к развитию детей индивидуально, учитывая как отставания, так и одаренность, максимально учитывая индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.

Добавлено: 14 Январь 2013

Недоношенный ребенок и грудное вскармливание: 10 шагов для здоровья 2

Глисты у детей: самые важные симптомы и анализы. Паразиты в организме: откуда?

Ветрянка и краснуха у детей: переносятся легко. Симптомы, лечение и уход за больным ребенком 1

Недостаток сна у детей: снижение интеллекта, ожирение и гиперактивность 3

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий 4

Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

  • Называет 4 основных цвета.
  • Переступает через препятствия высотой в 10-15 см.
  • В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  • Часто задает вопросы почему?, когда?, зачем?.
  • Проявляются элементы ролевой игры -дочки-матери, воспитательница и др.
  • В игре используются сюжетные постройки.
  • Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина.
  • Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.
  • Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии.
  • Сенсорное развитие. знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы.
  • Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы что?, зачем?, почему?, слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная.
  • Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до 40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку -гараж, дом.
  • Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета.
  • Навыки. самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.
  • Двигательные умения. Сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.
  • Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.
  • Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа мебель, фрукты и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением.
  • Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир.
  • Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.
  • Моторное развитие. Движения приобретают легкость и изящество, увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину, ловит мяч одной рукой, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см, умеет обращаться с мячом, ловит его, ударяет о землю, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует карандашом и красками, вырезает ножницами простые формы.
  • Сенсорное развитие. Может исследовать предметы зрительно и осязательно, может назвать ромб и овал, называет оттенки цветов -голубой, розовый, фиолетовый, серый.
  • Умственное развитие: Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части, называет по порядку дни недели, времена года; называет составляющие обобщенных понятий, делает последовательные заключения по 2-3 картинкам. Речь с правильным построением предложений.
  • Игровая деятельность: есть любимые игры и роли.
  • Поведение. Cледит за тем, чтобы другие дети выполняли правила поведения.
  • Навыки. все умеет делать. Самостоятельно поддерживает чистоту в доме, свободно пользуется ножницами.
  • Двигательные умения. Двигательные умения: быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами -бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.
  • Сенсорное развитие. правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.
  • Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги..
  • Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм.
  • Поведение. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.
  • Навыки. самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

Читали это? Что значит некогда? Прочтите!

Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее семи-восьми.

Отметьте задания, которые ребенок умеет выполнять. Нормальное развитие констатируется, если ребенок выполняет не менее четырех-пяти.

Сейчас стало модным такое понятие как раннее развитие. Все мамы, папы, бабушки и дедушки хотят.

Рост Резко недоста-точная Недоста-точная Ниже среднего Средняя Выше среднего Избыточ-ная 50 см 2,8 2,9 3,1.

Источники: http://www.eduriver.ru/dionums-523-1.html, http://mamaclub.ua/rannee-razvitie/material/1-4282.html, http://mamkam.spb.ru/about/psixomotornoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-ot-3-do-7-let/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения