Главная » Развитие ребенка

Изо как фактор развития творческой личности ребенка

Обсуждения

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятным методом для творческого развития является игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.
Изобразительная деятельность детей.
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики». Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
- как происходит возрастная эволюция детского рисунка;
- анализ связи умственного развития и рисования;
- связь между личностью ребенка и рисунком.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. Изобразительная деятельность требует согласованное участие многих психических функций. В процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно–логическое, за которое ответственно левое полушарие. Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок, и почему он так рисует. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди детей можно встретить два типа рисовальщиков:
А) наблюдатель;
Б) мечтатель.
Для наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни.
Для мечтателя – образы сказок, образы воображения.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.

Этапы развития детского рисунка подразделяются на стадии:
- каракулей;
- предметного рисования;
- правдоподобных изображений – от человека к его окружению.
Творчество – еще один из важных видов культурно–досуговой деятельности ребенка. Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:
1) не мешать ребенку творить;
2) быть рядом с ним в этом процессе;
3) принять и понять его;
4) довериться ребенку в минуты творческого поиска;
5) самому быть творцом;
6) бережно относиться к результатам детского творческого труда.
По мнению многих авторов, семья самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка, ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир, и конечно, для того чтобы ребенок б

Презентация на тему: Творческое развитие детей как фактор формирования личности

Творческое развитие детей как фактор формирования личности

Статистика свидетельствует, что около 30% детей, бросивших школу или отчисленных из неё, имеют выше среднего. Непохожесть ребёнка часто приводит к его отвержению, к конфликтам в школе и семье, различным формам ухода от действительности. В большинстве научных концепций главное звено одарённости составляют творческие возможности человека или его креативность. Творческие способности – это особая группа способностей, которая проявляется в нестандартности мышления и особом взгляде на мир.Высокое сочетание интеллекта и творческих способностей рассматривается через понятие креативности.Креативность – это качество личности. Оно предполагает, что человек вносит элемент творчества во всё, что делает.Высокий уровень творческих достижений возможен только при совпадении 3 факторов: творческой мотивации, творческих способностей, овладения соответствующими умениями и навыками.

Пример из жизни Мальчик был абсолютно лишен художественных талантов, и учителя и художники говорили ему об этом, но он с самого раннего детства хотел стать художником, и каждый день в лесу, в походах, в поездках, в гостях делал зарисовки, эскизы. Над ним и его работами смеялись или перемигивались, отмечая убожество и бесперспективность его трудов. Долгие годы, не заводя семьи, с утра до ночи он пробовал себя в разных жанрах. Он работал, он закончил художественную школу живописи и ваяния, он пристрастился к скульптуре малых форм и сначала стал медальором, затем делал из камня фигурки зверей, жил на Коломенском паровозостроительном заводе в цеху, где выплавлял скульптурные композиции из стекла и металла. У него нет детей, нет жены, он делает свое дело, и теперь его работы покупают иностранцы, он выставляется на выставках, но ждать этого пришлось 40 лет.

Тест – прогноз для родителей На все вопросы надо отвечать да или нет Ваш ребенок Подвижный, инициативный, деятельныйЖиво откликается на все новоеИнтересуется непонятными, загадочными явлениямиОтвлекается и не всегда доводит начатое дело до концаНуждается в поддержке и помощи старших: капризничает, если что-то не получается Если на все 5 вопросов вы дали положительный ответ, то есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на 4 и 5 вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам

Продолжаем… Его интересы достаточно стабильны и устойчивы?Он очень любознательный?Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи?Часто не соглашается с мнением взрослых, имеет на все свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает?Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету?Настойчив в достижении поставленной цели, всегда доводит начатое до конца?имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык, дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов?Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям?

Итак… Положительные ответы на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный!Если это так ответьте и на остальные вопросы.

Далее… Во многих сферах ваш ребенок проявляет разностороннюю одаренность?Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту?Речь развита, характеризуется большим лексическим запасом?Во всех вопросах он ищет самостоятельные решения?Не любит общепризнанных мнений, опирается на собственные выводы?В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи?В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло?Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности?Критичен по отношению к себе и к другим, не всегда уживчив в коллективе, т.к. категоричен в суждениях?

Подводим итоги… Положительные ответы на все вопросы дают серьезное основание отнестись к своему ребенку как к одаренному.

Портрет творческой личности Креативное отношение к миру, открытость новому опыту, открытая, многополярная картина мира.Разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлечённость процессом деятельности, творческая активность.Чувство формы, стиля, чувство юмора, стремление к совершенству, способность к импровизации.Эмоциональная отзывчивость, экспрессивная эмоциональность, эмпатия, богатство эмоционального опыта.Способность к преобразованиям, вариативность, многогранность мышления, способность к прогнозированию.Способность к продуцированию образов, одухотворённость реальных образов и реалистичность нереальных, выход за рамки обыденного, творческое воображение.Способность к сотрудничеству.

Условия, способствующие развитию творческого мышления Создание ситуации незавершённости или открытостиРазрешение и поощрение множества вопросовСтимулирование ответственности и независимостиАкцент на самостоятельные разработки, наблюдения, чувства, обобщения, сопоставления, сообщенияВнимание взрослыхРазвитие широкой эрудиции: это ориентирует человека на поиск в разных направлениях

Условия, препятствующие развитию творческого мышления Стереотипность мышления.Низкий уровень эмоционального возбуждения (если деятельность не вызывает интереса, то творческий поиск невозможен).Страх быть «белой вороной».Стремление к успеху во что бы то ни стало, отсутствие бескорыстного интереса к процессу деятельности.Если ребёнку навязывают своё мнение.Страх показать результаты своей деятельности другимТревожность и неуверенность в себе.Стремление критиковать других, оценивать, а не создавать своё.

Подведём итоги Если взрослые будут внимательно относится к способностям детей, создавать условия для их развития, избегать жёсткости и иронии в оценках, то это даст возможность талантливым, творческим детям раскрыть заложенный в них потенциал.Возможно, именно эти дети создадут оригинальные идеи, креативные проекты, новые продукты, откроют новые перспективы развития нашего общества.

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности учащихся.

Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

На протяжении трех лет воспитательная работа в классе ведется по программе развития «Культура общения», которая включает следующие направления: «Здоровье», «Творчество»,«Интеллект», «Народные традиции».Работая по этим направлениям, стараюсь творчески подходить к организации воспитательной работы,использую инновационные подходы и технологии. Так, например, использование ИКТ-технологий – это неотъемлемая часть моей работы с классом. Ни один классный час не обходится без компьютерных презентаций, авторами которых очень часто выступают и учащиеся. Наиболее удачными можно назвать классные часы по темам «Семейные ценности», «Я-не враг себе», «Здоровье юноши (девушки)», классные часы по половому воспитанию, на которых используются различные видеоматериалы из интернета.Общение между мной и воспитанниками происходит не только лично «с глазу на глаз», но и виртуально: в прошлом году мы являлись участниками проекта «электронный дневник», которыйкак оказалось, может быть не только средством контроля, но и средством общения с детьми и родителями. Работа над совершенствованием ИКТ – технологий ведется не только на классном, но и общешкольном уровне. Один из учеников нашего класса (Мутагаров Салават) - фотокорреспондент школьной газеты «Искорка». Класс же в целом, является постоянным автором статей этой газеты, что развивает не только творческий потенциал, но и совершенствует навыки работы с компьютером.

Немаловажную роль в воспитательной работе играет и проектная деятельность. В школе вот уже третий год проводится традиционный музыкальный фестиваль «Есть у народной песни крылья», в рамках проекта «Разработка и реализация моделей образовательно – воспитательных практик по формированию культуры толерантности учащейся молодежи», целью которого является возрождение народной песенной культуры, как средство воспитания духовности и нравственности.Наш класс ежегодно принимает в нем участие, в 2010 году занял 3 место, а в прошлом году мы стали призерами фестиваля, заняв второе место. Столь удачное выступление тесно связано c дополнительным образованием. 90% класса посещают вокальный ансамбль «Лейсан» и танцевальный коллектив «Тахир-Зухра»при ДК. Они постоянно становятся призерами муниципальных и краевыхконкурсов. Я же, в свою очередь, стараюсь подавать пример, участвуя вхудожественной самодеятельности села вместе со своими учениками. В 2011 годумы участвовали в краевом фестивале «Иренские напевы», в котором я заняла 3 место в номинации «Вокал», а участники вокального ансамбля -1 место в номинации «Народный танец». Кроме того, ученики моего класса(МинсадыроваФларида и ФатыковАдис) являютсяпостоянными участниками и призерами ежегодного муниципальногофестиваля «Восхождение к искусству», а в 2012 году Фларида стала обладателем ежегодной традиционной премии МБОУ «Усть-Турской СОШ» «Юные дарования» в номинации «Искусство».

Кроме развития творческого потенциала, немаловажную роль в воспитательной работе уделяется и интеллектуальному развитию. В рамках недели экологии ежегодно в нашей школе проходит конкурс экологических проектов, в котором мы традиционно принимаем участие, также являясь призерами.

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихсявозможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу воспитания. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

МБОУ «Усть-Туркская СОШ»

Источники: http://vk.com/topic-48285796_29531634, http://ppt4web.ru/pedagogika/tvorcheskoe-razvitie-detejj-kak-faktor-formirovanija-lichnosti.html, http://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/tvorchieskoie-razvitiie-uchashchikhsia-kak-faktor-uspieshnoi-sotsializatsii-lichnosti-uchashchikhsia

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения