Главная » Развитие ребенка

Курсовая развитие внимания дошкольном возрасте

Компания ИЦ МАГИСТР предлагает:

Курсовые дипломы рефераты
контрольные работы на заказ

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Анализ психологической литературы по проблемам развития внимания дошкольников

1.2. Характеристика внимания, его функции и виды

1.3. Развитие внимания: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Общая характеристика экспериментальной работы

2.2. Подготовительный этап экспериментальной работы

2.3. Основная часть экспериментальной работы

2.4. Заключительный этап экспериментальной работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Важнейшей характеристикой и условием развития дошкольника, безусловно, является развитие у него внимания. Известно, что в процессе любой деятельности (игровой, трудовой, учебной) от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.

Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания. Во-первых, у внимания нет собственного продукта. Во-вторых, трудно указать содержание процесса внимания. До сих пор нет полной ясности в том, к какой психологической категории оно относится: процессам, состояниям, функциям.

Большинство современных зарубежных исследований внимания проводятся в рамках когнитивной психологии. За последние сто лет было создано множество теорий, объясняющих природу внимания, законы его функционирования. В рамках каждой из них была создана своя модель внимания. Наиболее известными являются: модель селекции, модель умственного усилия, модель умений и навыков, модель единых ограниченных ресурсов, модель множества ресурсов, модель мультипроцессорной переработки информации, коннекционистская модель, рассматривающая внимание с позиции организационной метафоры строения системы переработки информации. В настоящей работе мы не ставим перед собой цели сколько-нибудь детального анализа этих моделей. Мы отметили их, чтобы показать следующее: несмотря на то, что внимание в психологии изучается с момента зарождения ее как науки, дискуссии по поводу его природы, сущности, законов развития не прекращаются.

В советской и российской психологии (традиции которых в значительной мере переняла современная белорусская наука) проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Несомненно, фундаментальное значение имеют работы Л.С. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д.Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода можно выделить два основных направления, два взгляда на природу внимания и соответственно на условия, необходимые для его развития. Первое направление представлено такими известными отечественными психологами как Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов. Они определяют внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности». Сторонники данной концепции не считают внимание самостоятельным процессом, а лишь стороной других, в которых оно и проявляется. Второе направление возникло хронологически позже и содержит в себе критическое отношение к первому направлению. Создателем данной концепции является выдающийся отечественный психолог П.Я. Гальперин. Он определяет внимание как «специальную деятельность контроля».

В связи с актуальностью указанной проблематики, мы выбрали тему курсовой работы «Особенности развития внимания в дошкольном возрасте». Целью нашей работы было показать особенности и возможности развития внимания дошкольников на материале собственного практического исследования. Объектом нашего исследования было внимание как познавательный процесс личности; предметом – развития внимания в дошкольном возрасте. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:

проанализировать психологическую литературу по проблемам развития внимания в дошкольном возрасте;

охарактеризовать внимание как познавательный процесс, рассмотреть его основные функции и виды;

проследить особенности развития внимания в младенчестве, раннем возрасте и у дошкольников;

разработать и провести экспериментальное исследование развития внимания в дошкольном возрасте.

В соответствии с нашей темой, сформулированными задачами мы определили следующую структуру нашей работы: введение, первая глава «Развитие внимания дошкольников как проблема детской психологии», вторая глава «Практическое исследование развития внимания в дошкольном возрасте», заключение и список использованных источников.

4 Развитие познавательных процессов дошкольника

Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи Среди них выделяют ощущения и восприятия ния, память, мышление, воображение Необходимым условием протекания психических процессов является внимание Язык и речь возникают одним и із способов мышления и понимания Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения процессов познания, однако в реальной жизни все они взаимосвязаны

41 Особенности внимания детей дошкольного возраста

Успешность в овладении той или иной деятельностью зависит от внимания ребенка Она всегда включена в деятельность, является важнейшим условием ее производительности и выступает в единстве с познавательными психическими п процессами и эмоционально-волевой сферыю.

Роль внимания заключается в обеспечении психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и успешной работы

сознания Она пропускает через себя все, что входит в душу человека из внешнего мира, поскольку является формой организации психической деятельности человека, которая заключается в направленности и сосредоточенности ее на о объектах, имеющих для нее определенное значениея.

Внимание детей дошкольного возраста имеет следующие особенности:

1) непродолжительная сосредоточенность, склонность к значительным колебаниям течение короткого времени дети неоднократно переходят от одного вида деятельности к другому, по несколько раз меняют свой замысел;

2) податливость внешним воздействиям Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности;

3) в зависимости от вида занятий 4-летние дети способны 20 и более минут внимательно слушать интересную сказку или смотреть мультфильмы Однако они будут отвлекаться от неинтересных занятий через 5 мин после их начала куку;

4) неспособность переключения по собственному усмотрению с одного объекта на другой при отсутствии произвольной психической регуляции;

б) в зависимости от возраста детей Чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиться на словах взрослого, поскольку их внимание больше привлекают яркие, привлекательные предметы (слова только сопровождают их)ровождают их)) В среднем и старшем дошкольном возрасте слова взрослого приобретают значительно более важное значение для ребенка, она уже само-инициативно направляет на них свое вниманиеу;

6) слабый распределение внимания (невозможность одновременно выполнять два или более видов деятельности), небольшой объем (несостоятельность содержать много объектов за короткий промежуток времени)

Сосредоточенность и направленность на объектах обеспечивает их выразительное отражение Ребенок не может быть внимательной вообще, ее внимание всегда проявляется в конкретных психических процессах: она присматривается, при ислухаеться, отгадывает загадку, пытается прочитать слово, рисует, играет тощо.

Функции внимания у детей

Будучи познавательным процессом, внимание способствует получению знаний ребенка о мире и себя в нем, направляясь как на объекты внешнего мира, так и на собственное внутреннее жизнь Она не только создает условия для я психической деятельности, но и выполняет охранную функцию, вызывая своевременное реагирование человека на изменения в окружающей среде и в собі.

Основы внимания как важного фактора познавательной деятельности формируются в раннем детстве Зарождается внимание в первые недели жизни ребенка Со временем она начинает сосредотачивать свое зрение и слух на том, возбуждающее, настораживает ее, рефлекторно отвечает на это воздействие соответствующими движениями Благодаря вниманию происходит связь организма ребенка с окружающим средущем.

Внимание является рефлекторным актом, который связывает центральную нервную систему с окружающим миром, одним из решающих факторов, обусловливающих регуляцию важнейших психофизических процессов в организме младенцев ни Благодаря ей все психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление) становятся богаче, полнее, совершенными.

В жизни и деятельности ребенка внимание выполняет разнообразные функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в определенный момент психические и физиологические процессы, способствует отбора информации в соответствии с потребностями бы ребенка, обеспечивает выборочную, кратковременную или длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности С ней связаны направленность и избирательность познавательных процессов, точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельностиі.

Если дети сосредотачивают свое внимание не на том, что объясняет им воспитатель, а на том, что происходит за окном, на мечтах об игре, они ничего не воспримут и не поймут из того, что им рассказывает педаг Гог Однако рассуждения, советы, оценки воспитателя им особенно нужны, ведь без них их деятельность не будет нужной мотивации, целесообразности, надлежащей организованности Слово воспитателя является дороговк азом в меняющейся деятельности дошкольников, побуждает их к внимательноститі.

В дошкольном возрасте все виды и свойства внимания претерпевают существенные изменения, основными из которых являются: расширение объема, повышение устойчивости, развитие способности к переключению и распределению формирование доверие ильнои внимание.

Эти изменения разнообразят внутреннюю жизнь ребенка, способствуют расширению его мировоззрения

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

наталья шагалкина
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретический анализ проблем развития внимания у детей старшего дошкольного возраста… .7

1.1. Понятие внимания… 7

1.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста…. 11

1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте… 14

Вывод по первой главе…. 19

Глава 2. Эмпирическое исследование внимания дошкольников старшего возраста…. 21

2.1. Описание констатирующего эксперимента… .21

2.2. Интерпретация результатов…. 25

2.3. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников… .30

Вывод по второй главе…. 33

Список литературы… 39

Особенно актуальна на сегодняшний день, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста внимание характеризуется неустойчивостью, периодически наблюдается его колебания, а также наблюдается снижение работоспособности. Характерной для старшего дошкольного возраста является недостаточная целенаправленность деятельности, что в последующем соответственно может отразиться на учебе детей в школе и вообще в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.

Проблемой развития внимания в дошкольном возрасте занимались такие научные исследователи, В. А. Калягин, Е. В. Овчинникова, Н. В. Разживина и др. А в настоящее время занимаются Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филечева [4].

Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать условия для физического и интеллектуального развития ребенка, а также осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие преднамеренного, произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к производительности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, которые начинают обучение в школе, чаще всего страдают от неразвитости или рассеянности своего внимания.

Совершенствовать и развивать свое внимание так же важно, как и научить ребенка счету, письму и чтению.

Мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее при наличии внимания, движения выполняются более аккуратно и четко.

По мнению психологов: «Внимание всегда есть сосредоточенность на чем- либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [22, C.25-35].

П. Я. Гальперина утверждает: «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»[7, C.15-20]

По мнению Л. А. Венгера: «Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результат является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует»[8, C.55-60].

Определимся, что означает понятие «избирательность внимания»?

«Избирательность внимания понимают, прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объемов.

При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании) » [15, C.21-23].

Еще одна характерная особенность внимания – «сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте, чем больше внимание отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание» [8, C.13-15].

По мнению Мухиной В. С. «Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость»[18, C.203-205].

Цель работы – исследовать особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – дошкольный возраст.

Предмет исследования – развитие внимания в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования – уровень развития внимания детей можно определить по четырем критериям:

Коэффициент концентрации внимания;

Коэффициент устойчивости внимания;

Коэффициент переключаемости внимания;

Уровень интеллектуальной лабильности.

В соответствии с целью работы, предметом исследования, объектом исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи, которые необходимо решить:

Дать основные определения внимания;

Рассмотреть особенности внимания детей старшего дошкольного возраста;

Рассмотреть, как происходит процесс развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте;

Описать и провести констатирующий эксперимент;

Провести интерпретацию полученных результатов;

Дать рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников;

Сделать выводы по исследованию теоретического материала работы;

Сделать вывод по проведенному эмпирическому исследованию;

Сделать общий вывод по всей работе.

В исследовании будут использоваться следующие методы:

Теоретический анализ литературных источников по вопросу развития внимания детей старшего дошкольного возраста;

Психодиагностические методики (Корректурная проба (Тест Бурдона, Методика «Интеллектуальная лабильность») ;

Констатирующий эксперимент и обработка полученных данных.

Источники: http://diplom-magistra.com/about/poleznoe/baza-gotovih-rabot/psihologiya-i-pedagogika/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-doshkolnom-vozraste/, http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/rozvitok_piznavalnih_protsesiv_doshkilnika.htm, http://www.maam.ru/detskijsad/kursovaja.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения