Главная » Развитие ребенка

Особенности развития психических процессов детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста

Развитие психических процессов детей от 3 до 7 лет

Статья Характерные особенности развития детей в дошкольном возрасте

Выполнила: Петриченко Елена Николаевна
социальный педагог МДБОУ ДСОВ № 50 станицы Новомышастовской Краснодарского края.

Описание: Ознакомительная статья об основных этапах развития психических процессов детей дошкольного возраста. Статья будет полезна воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: ознакомить педагогов и родителей с изменениями в познавательной сфере, мышлении,речи и поведении ребенка дошкольного возраста.
Задача: на основании характеристик дошкольного возраста дать рекомендации по воспитанию и обучению детей.

В психологии четко разграничены возрастные периоды человека. с рождения до года-это младенчество. Далее идет ранний возраст-это с года до трех лет.Он заканчивается кризисом трех и переходит в следующий этап. Это дошкольный возраст. Период от 3 лет до 7 лет. Конечно четких границ возрастных границ нет. Но приблизительная картина видна.
Хочу подробнее остановиться на периоде дошкольного возраста. Он является продолжением раннего возраста. Это видно по все еще сильной сензитивности, осуществляемой неудержимостью к развитию. Этот период знаменателен овладением социальными отношениями через общение с близкими и через игру и отношения со сверстниками. В этот период ребенок продолжает осваивать мир постоянных вещей, овладевает употреблением предметов и начинает испытывать ценностное отношение к предметному миру. Сейчас же ребенок начинает понимать относительность постоянства вещи.
Рефлексия-вот новый этап развития психики ребенка. И не просто рефлексия,а направленная на другого человека. Ребенок учится соотносить себя с другими,но не только с людьми,а еще с персонажами сказок, мультфильмов,игрушками, изображениями и пр. Параллельно этому ребенок начинает видеть позитивную и негативную стороны обособления,но овладеет им он более в позднем возрасте.
В этом возрасте ребенок все еще чувствует и уже осознает потребность в любви и одобрении. и испытывая, эти потребности, он учится принятым позитивным формам общения.
С точки зрения физического развития этот возраст характеризуется дальнейшим овладением своим телом(формирование образа тела,координации действий, интерес к телесной конструкции,половым различиям). В этом же возрасте продолжает развиваться половая идентификация, освоение специфических действий,связанных с половой принадлежностью.
Усиленно идет развитие речи, воображения и памяти. Перенимается культура речи. Мышление из наглядно-действенного переходит в наглядно - образное.
В этом же периоде ребенок пытается запомнить новые усвоенные действия через частое их повторение. Может даже отказаться усваивать новое,заменяя его неустанным повторением известного.
Весь этот период состоит из таких этапов: сильная потребность и стремление к развитию психических свойств, и период стереотипного воспроизведения известного.
Именно в этом возрасте дети из неполных семей осознают что у них нет одного из родителей. Здесь стоит задуматься родителю над тем,кто из окружения станет заменителем,чтобы помочь ребенку справиться с нереализованной потребностью в отце или матери.
С учетом вышесказанного можно дать рекомендации по выбору форм и методов в обучении и воспитании детей данного возраста:


- это тот возрастной период, когда можно еще научить ребенка позитивному поведению в социуме. Далее только коррекционные методы работы будут эффективны;
- нужно фильтровать информацию,поступающую к ребенку из вне: мультфильмы и телепередачи, картинки и вообще людей вокруг ребенка. Он начинает активно перенимать роли и характеристики и соотносить их с собой;

- сейчас самое время использовать нетрадиционные формы работы в ИЗО, знакомить ребенка с необычными свойствами и функциями обычных вещей,предметов и явлений;


- активно можно учить стихи, играть в дидактические мемори-игры,давать детям игрушки многофункциональные по своей природе(например, геометрические фигуры:треугольники-елочки в лесу и пр. ), сочинять с ребенком сказки,рассказы,развивая фантазию.
-взрослым надо быть готовым к тому,что развитие воображения может спровоцировать детские страхи. Главное в этой ситуации выработать правильную позицию, не высмеивая и не отмахиваясь от переживаний ребенка;
-учить ребенка речи,не только стимулируя расширение его активного словарного запаса,но и своим примером способствовать формированию культуры речи дошкольника.
- когда ребенок в процессе своего развития войдет в этап повторения известного надо дать ему максимум средств и способов для этого, терпеливо ожидая перехода ребенка на следующий этап.

Особенности развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Характерным является использование однословных предложений. Как отмечает Н.С. Жукова, период однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5 — 6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Понятие общего недоразвития речи сформулировано на основе тщательного и всестороннего изучения качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов их перекрестного влияния на речевую деятельность и предполагает системное нарушение всех компонентов, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам.

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в основе дефекта, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Несовершенство речевых умений и навыков не обеспечивает необходимого структурного и смыслового оформления высказывания, не является, в свою очередь, базой для дальнейшего речевого развития и затрудняет формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Материалы по педагогике:

Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении условии формирования культурно-нравственных ценностей в этих учреждениях необходимо учитывать ег.

Тренинг по развитию педагогического артистизма у учителей и у студентов педагогических колледжей
Тренинг по развитию педагогического артистизма у студентов педагогических колледжей (тренинг предполагает общение на английском языке, в тренинге также присутствуют задания, где требуется не вербальное общение). Тренинг лучше всего проводить в классе большого размера, со студентами в количестве 20.

Анализ эффективности использования электронных форм обучения
Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиа средств и приводит к перераспределению нагрузки преподавателей и студентов. Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать.

Разделы

Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет AGE FEATURES OF DEVELOPMENT OF MENTAL PROCESSES IN CHILDREN AGED 3-6 YEARS Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чернышенко Юрий Константинович Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-detey-3-6-let (дата обращения: 08.07).

Чернышенко Юрий Константинович Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-detey-3-6-let (дата обращения: 08.07).

Чернышенко Юрий Константинович (2012). Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-detey-3-6-let (дата обращения: 08.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чернышенко Юрий Константинович Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2 С.170-173.

Чернышенко Юрий Константинович Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология (2012).

Чернышенко Юрий Константинович (2012). Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/petrichenko-elena/statja-haraktornye-osobenosti-razvitija-detei-v-doshkolnom-vozraste.html, http://www.briefeducation.ru/brieds-463-1.html, http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-detey-3-6-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения