Главная » Развитие ребенка

Психологическая помощь детям с проблемами психического развития

76 Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии

На сегодня вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии разработаны недостаточно На практике психологи и педагоги часто используют разнообразные психотехнические приемы бы без учета формы заболевания, уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы младенцеви.

Брак четко разработанных дифференцированных методов и направлений психологической помощи, неадекватный подбор психотехнических приемов могут негативно отразиться на дальнейшем психическом развитии ребенка

Многолетний опыт ученых свидетельствует, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии положительно ВПЧ заливают на динамику их умственного и личностного развития.

Исследователи (II Мамайчук, МН Ильина и др.) рассматривают психологическую помощь детям и подросткам с проблемами в развитии как сложную систему клинико-психолого-педагогического воздействия

Психологическую помощь не всегда предоставляют собственно психологи Среди специалистов, деятельность которых связана с оказанием такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, со оциальни работники Психологическая помощь, которая опирается на закономерности психического развития ребенка, заключается в анализе особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка и разработке адекватных методов разноаспектных психологического влияниеву.

Психологическую помощь рассматривают в широком и узком смысле этого понятия

В широком смысле психологическая помощь - это система психологических воздействий, направленных на исправление у детей недостатков в развитии психических функций и личностных характеристик

В узком смысле психологическая помощь - это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирования адекват ных межличностных отношений.

Контрольные вопросы и задания

1 Выясните роль социальных факторов в психическом развитии детей

2 В чем заключается сущность понятия \ психологическая коррекция\ ?

3 Сделайте исторический экскурс в проблему психологической коррекции детей с нарушениями в развитии

4 Раскройте основные принципы психологической коррекции детей с первично обусловленными нарушениями речевого развития

5 Охарактеризуйте приемы и методы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи

6 Предложите комплекс мер по коррекции речевых нарушений на ранних этапах дизонтогенеза

7 С целью первичной психопрофилактики и психологического консультирования разработайте план и содержание бесед с родителями, которые воспитывают ребенка с нарушениями речевого развития

8 Выясните сущность психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-логопатами

9 В чем заключаются основные приемы психологической поддержки ребенка школьного возраста, имеет устойчивые нарушения речи?

10 Разработайте направления и используйте знания психологической помощи детям с первичными нарушениями речи во время прохождения педагогической практики Составьте отчет о результатах работы

1 вех ИД Воспитание личности - К, 2003

2 Бурменская ГЛ, Караванова ОА, лидера АО Возрастно-психологическое консультирование Проблемы психического развития детей - М, 1990

3 Волковская ТЛ, Юсупова ГБ Психологическая помощь дошкольнику с общим недоразвитие речи - М, 2004

4 Давыдов ВВ Проблемы развивающегося обучения - М, 1986

5 Датешидзе И Система коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития - СПб, 2004

6 Дети с особыми потребностями в начальной школе: Советы родителям / Под ред ВИ Бондаря, ВВ Засенко - К, 2006

7 Жукова НС, Мастюкова ЭМ Если ваш ребенок отстает в развитии - М, 1993

8 Калягин ВЛ Когда ребенок плохо говорит Советы психолога - СПб, 2004

9 Коробейников ИЛ Нарушения развития и социальная адаптация - М, 2002

10 Мамайчук ИЛ Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции - СПб, 2000

11 Мамайчук ИЛ Психологическая помощь детям с проблемами в развитии - М, 2001

12 Мамайчук ИЛ Психологическая помощь семье - Л, 1984

13 Мамайчук ИЛ психокоррекционный технологии для детей с проблемами в развитии - СПб, 2003

14 МамайчукИЛ, Ильина МЛ Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития - М, 2004

15 Мастюкова ЭМ Лечебная педагогика - М, 1997

16 Мастюкова ЭМ, МосковкинаАХ Они ждут нашей помощи - М, 1991

17 Основы специальной психологии / Под ред ЛВ Кузнецовой - М, 2002

18 Психокоррекция: теория и практика / Под ред ОН Усановой - М, 1995

19 Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Под ред ВМ Астапова, ЮВ Микадзе - СПб, 2002

20 Ребенок Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред ЮФ Гаркуши - М, 2003

21 Семенович АЛ нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М, 2002

22 Сиротюк АЛ нейропси в логическое и психофизиологическое сопровождение обучения - М, 2003

23 Специльная психология / Под ред ВЫ лубяных-ского - М, 2003

24 СпиваковскаяАС Психотерапия Игра, детство, семья - М, 1999

25 Тинголе-Михаэлиса К Дети с недостатками развития - М, 1988

26 Ульенкова УЛ, Лебедева ОЛ Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии - М, 2002

27 Усанова ОЛ Специальная психология - М, 2006

28 Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред ВВ Лебединского, ОС-Никольской, БР Басиской, ММ Либлинга - М, 1990

29 Ясюкова ЛА Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников - СПб, 2003

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

Подобные документы

Классификация психического недоразвития, представленная Д.Н. Исаевым. Клинико-психологическая структура дефекта. Особенности развития внимания, памяти, моторики и речи при психическом недоразвитии. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.

реферат, добавлен 29.06

Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Анализ диагностических приемов и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе. Основные причины неподготовленности детей и психологическая помощь детям.

курсовая работа, добавлен 16.11

Психологическое консультирование как отрасль науки, профессия и квалифицированная психологическая помощь, его главные цели. Отличия консультирования от других видов психологической помощи. Виды психологического консультирования и их характеристика.

реферат, добавлен 27.06

Основные подходы к определению понятия психологическая помощь . Понятие академической, прикладной, практической психологии. Современные тенденции, проблемы и перспективы в развитии психологической помощи. Понятие о психическом и психологическом здоровье.

шпаргалка, добавлен 08.05

Круг проблем, с которыми сталкиваются психологии при оказании психологической помощи детям, пережившим психотравмирующие ситуации. Мероприятия по решению проблем эмоционального благополучия детей и подростков, переживших террористический акт в Беслане.

статья, добавлен 10.09

Анализ научно-практической литературы, разработка программы психологической помощи в развитии мелкой моторики. Апробация программы и изучение ее влияния на формирование графических навыков у слабовидящих детей в дошкольном образовательном учреждении.

дипломная работа, добавлен 14.03

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Этапы консультирования. Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования. Проблемная психологическая ситуация.

реферат, добавлен 18.11

Изменения жизненной сферы современного общества. Психологическая помощь детям и подросткам и их специфика. Диалогический метод анализа внутренних переживаний. Вербальные и невербальные средства общения. Конструктивные способы преодоления трудностей.

курсовая работа, добавлен 04.05

Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Главные причины неподготовленности детей к школьному обучению на сегодня, психологическая помощь детям в данной ситуации. Принципы выбора методик и их эффективность на практике.

курсовая работа, добавлен 04.04

Семья как базисная основа первичной социализации личности. Цели и задачи социально–психологической помощи семье, семейная диагностика и ее способы. Педагогическая, социальная, психологическая модель оказания помощи. Консультирование семей.

реферат, добавлен 01.02

Причины умственной отсталости детей. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Работа специалистов с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития.

курсовая работа, добавлен 13.05

Организация психолого-педагогической деятельности по психологической коррекции развития мелкой моторики у слабовидящих дошкольников. Использование развивающих методов в формировании моторных навыков у детей с нарушениями зрения в специализированном ДОУ.

дипломная работа, добавлен 11.03

Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами. Психологическая помощь клиентам с суицидными намерениями. Переживание утраты при разводе. Особенности беседы с умирающим человеком. Консультирование в случае смерти близкого человека.

реферат, добавлен 27.04

Причины возникновения психофизиологических отклонений в развитии ребенка. Роль семьи и детско-родительских отношений в процессе становления личности ребенка. Направления психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии.

дипломная работа, добавлен 29.04

Влияние воспитания на поведение детей с неблагополучной семьи, где родители страдают алкоголизмом. Причины агрессии в подростковом возрасте. Явное и скрытое сексуальное нападение на ребенка. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей.

реферат, добавлен 22.12

Обобщение основных видов неблагополучных семей: алкогольная, криминально-аморальная, аморально-асоциативная, конфликтная, педагогически несостоятельная. Анализ главных ошибок в воспитании детей. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей.

курсовая работа, добавлен 24.04

Виды неблагополучных семей: алкогольная, криминально-аморальная, аморально-ассоциативная, конфликтная и педагогически несостоятельная семьи. Коррекция стиля семейного воспитания детей, психологическая помощь потерянному ребенку и кумиру семьи .

реферат, добавлен 13.12

Зарождение детской практической психологии, этапы развития. Психическое и психологическое здоровье. Индивидуальные особенности ребёнка, их учёт в психологии. Психологическое консультирование и работа с родителями. Понятие психологической профилактики.

шпаргалка, добавлен 13.10

Проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире, её составляющие и классификация. Психологическое консультирование как этап психотерапии. Феноменологический подход и системные расстановки в психологической помощи семьям.

курсовая работа, добавлен 04.11

Специфика психодиагностики, психотехники воздействия и процедуры оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях. Основные правила для сотрудников спасательных служб. Симптомы, появляющиеся у человека в состоянии аффекта и методы борьбы с ними.

реферат, добавлен 21.08

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Глава I. Задержка психического развития как социально-психологическая проблема

1 Виды ЗПР, их характеристика

2 Типология и особенности развития детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Глава II. Условия и приемы организации социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития

1 Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития

2 Опыт организации социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития в условиях массовой школы

Список использованной литературы

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Все это порождает множество проблем, требующих теоретического осмысления и методологического поиска путей их разрешения. [10]

Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования и науки РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. [13]

Сложившаяся традиционная система образования в нашей стране предусматривала, помимо общеобразовательных школ для всех учащихся, организацию для детей с выраженными нарушениями развития специальных общеобразовательных коррекционных учебных заведений 8 типов, профилированных в зависимости от характера нарушения развития ребенка и степени его выраженности. Вместе с тем в связи с процессами интеграции в обучении наметилась тенденция к уменьшению вариативности таких учебных заведений.

Глобальный подход к реализации идеи интегрированного обучения может служить объяснением наблюдающейся в последние годы тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню психического развития. Такое положение во многом обусловлено тем, что в эту школу попадают учащиеся с парциальными нарушениями развития, те, которые раньше обучались в специальных учебных заведениях.

Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учащихся. [47]

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что задержка психического развития - один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему.

История исследования детей с названным типом развития имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: отстающие в педагогическом отношении, псевдонормальные, запоздавшие. В отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как слабоодаренные дети (В.П. Кащенко), умственно недоразвитые, находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П. Блонский). [24]

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин задержка психического развития предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. XX в. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер). [32]

Важным направлением в исследовании этой проблемы является систематическое клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития, которое начали в 70-е гг. XX в. сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии. В это же время была разработана классификация типов задержки психического развития, использующая в качестве

Источники: http://uchebnikionline.com/psihologia/logopsihologiya_-_konoplyasta_syu/osnovni_napryami_psihologichnoyi_dopomogi_dityam_problemami_rozvitku.htm, http://allbest.ru/o-2c0b65625a3bc78a4c43a89421316d37.html, http://www.studsell.com/view/166323

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения