Главная » Развитие ребенка

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Министерством образования РФ от 17.06.03 подчеркивается, что готовность детей к обучению в школе заключается в формировании у детей качеств личности необходимых для успешного овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и других личностных качеств.

Мои наблюдения показали, что у детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук связаны с речевой функцией.

Что бы сформировать правильное и четкое произношение слов у детей, я стала искать более интересные и положительные моменты в форме игр.

Я составила преспективный план, специальное обучение может быть эффективным только тогда, когда оно проводится планомерно и систематически. Чтобы провести эту работу, я начала использовать специальные упражнения:
  1. Гимнастики для пальцев;
  2. Игры с пальчиками;
  3. Действия с игрушками и предметами;
  4. Массаж для пальцев;
  5. Игры с речедеятельностью. (Стихи, загадки, потешки, скороговорки, физкульт минутки).

Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Чем больше и лучше тренированы пальцы, тем скорее и лучше заговорить ребенок. Хочется отметить и другую важную сторону этой работы:

Играя с детьми на песке, я использую предметы различной фактуры. Это развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Я делаю на песке отпечатки кистей рук и рассказываю о том, что при этом чувствую. Затем то же проделывают ребята. Постепенно они накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, я работаю над речью ребенка, обогащаю словарный запас, грамматическим строем, связной речью. А как хорошо фантазировать вместе! Погружая руки в песок находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что мы в горах или в лесу, в море или на другой планете.

А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям, позволяя чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Связь с семьей во многом облегчают работу воспитателя, и ускоряет успехи ребенка. Результаты моего обследования доводиться до каждого родителя через индивидуальные беседы. Главная цель моей работы с родителями – обеспечить тесное взаимодействие ДОУ и родителей. Для этого провожу такие мероприятия:

– Родительское собрание по теме «ознакомление с программой младшей группы», анкетирование.
– Обучающий семинар-практикум по теме: «Мелкая моторика рук».

Познакомила с играми:

1) Пальчиковая игра со стишками.
2) Пальчиковая гимнастика с потешками.
3) Игра с тестом.
4) Игра пластилином, глиной.
5) Рисование с пальчиками.
6) Игра на песке с речедеятельностью.

Знакомлю родителей с книжками, с журналами, методикой. Оформляю для родителей в уголке стенды, папки-передвежки, советы, альбомы и т.д. Вместе с родителями готовлю развивающую среду. В конце учебного года я снова провожу обследования детей. По результатам обследования можно отметить, что дети успешно справляются с заданиями.

Развивая мелкую моторику рук у детей младшей группы, вместе с родителями корректируем недостатки речи. Проделанная работа показывает, что достигнуты и определенные результаты по развитию речи у детей.

Таким образом, совместными усилиями можно добиться высокого развития мелкой моторики рук и, соответственно, речи.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Юлия Кузнецова
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

«Речь ребенка – в его руках».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п. предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», «Рыбки» и т. п.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы») ;

- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки») ;

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики») ;

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же ») ;

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Презентация - Художественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Похожие презентации

Дидактические игры по развитию сенсорного воспитания и мелкой моторики рук Актуальность развития и коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста Использование коллажирования в развитии связной речи детей младшего школьного возраста Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Викторина по сказкам А.С. Пушкина» Технологии критического мышления как средства речевого развития обучающихся Летопись как источник художественного творчества Использование ИКТ на уроках математики как средство развития познавательных навыков обучающихся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Художественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Заровская Е. В. МКОУ «Киреевский центр образования №1» 2016 г.

Слайд 2

«Движения руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В.М. Бехтер
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А.Сухомлинский Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.

Слайд 3

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг. необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Слайд 4

Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастая используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами, они умеют осуществлять движения во всех качествах. силе, длительности, направленности. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.

Слайд 5

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. ЦЕЛЬ. развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.

Слайд 6

ЗАДАЧИ: Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности. формировать положительный настрой на занятиях. Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев. Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Слайд 7

Художественные средства для развития мелкой моторики
Нитки
Пластилин
Вата
Крупы
Салфетки
Бумага
Соленое тесто
Бисер, пуговицы
Природный материал

Слайд 8

Нетрадиционные техники рисования
Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу, на крупе. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой.

Слайд 9

Источники: http://festival.1september.ru/articles/634950/, http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://lusana.ru/presentation/21619

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения