Главная » Развитие ребенка

Социально педагогическое сопровождение социального развития ребенка

22_)Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологич. и соц-пед. сопровождение подразумевает движение вместе с изменяющейся личностью реб, рядом с ней, совместн. указ, возможных путем оптимального развития при необходимости помощи и поддержке.Цель: создание комплексной сист. псих пед. Усл. способствующих успешной адапт, реабил и личностн росту детей в социуме.

В процесс соц пед сопровожд входит: 1. медицинск. абилитация и реабилитация;2. медико-социал, педагогич патронаж;

3. медико-социал профилакт и ранняя комплексн помощь;4. соц пед помощь лицам с ОВЗ.1. Медицинск абилит -система профил мер, напрвл на создание условий для формиров. развития, тренировки рефлекторн, сенсорн, двигат реакций реб в соответств с возрастом.Медицинск реабилит -этап, включ использование всех возможн соврем медицины для восстановл наруш функции,формир возможн проспособл к новым усл существования(лечение,физио терапия).

Принципы соц пед реабил: 1.проводися сист на протяжении роста реб поэтапно;2.программа должна быть индивидуал;3.должна быть профориент и трудоустр.2.под патронажем поним особый вид помощи реб в решении сложн пробл выжив,лечения,спец обцч и воспит.3.ранняя комплексн помощь4.соц помощь-комплекс услуг, кот включ в себя доплаты к пенсиям и пособиям и адресная поддержка во время критич жизн сит.

Содерж работы соц пед включ в себя след направл:формиров гуманных отнош в социуме, содействие саморазвитию личн реб, оказание помощи соц адаптации выпускн, нормал отнош в семье, выявл и разрешение конфликтн сит.Психол и педагогика инклюзивн образов.Интеграция может выступ в 2 формах:1.социальная; 2.педагогич(учебн)

Соц интеграция предполаг социал адапт реб с ОВЗ в общую систему соц отношений и взаимодействий.

Существ 2 подхода к соц интеграции: 1.предпол приспособл лиц с ОВЗ к вхождению в общество и их адапт к окруж усл;

2.предпол подготовку сасого общества к принятию таких людей.Педагогич интегр предполаг формир у детей с ОВЗ способности, усвоению учебн материала, определ общим учебн планом.Инклюзивное (включ образов) термин использ для описания детей с ОВЗ, включ их в общеобразоват среду.Анализ социал-культурн факторов, кот привели к необходим интегриров образов.1.»Концепц открытого гражд общества»;2.»Деклар ООн о правах умств отстал лиц»1971;

3.Деклар ООН о правах инвалидов,1975.На Западе стали образовыв оссоциации родит и детей с синдромом дауна.

Основн пробл инклюзивн образов в России:1.отсутств нормат правов докум регламент инклюзивн обусение;2.недостат финансов обеспеч процесса инклюзии;3.надостат подготовки педагогич кадров кот работ по модели инклюзивн образов;

4.отсутствие должного медико-психо-педагогич и социал сопровожд образоват учрежд, осуществл инклюзивно буч;

5.негативн общества к принятию детей с ОВЗ.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

Целью социально-педагогической службы является содействие полноценному личностному развитию ребенка, социализации и профессиональному сопровождению учащихся. В таком содействии в той или иной степени нуждаются все дети, но есть особые категории, которым необходимо уделять большее внимание. В данном случае речь идет о детях с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Социально-педагогическая служба должна направлять усилия на:

организацию своевременной комплексной помощи детям с ОПФР,
на формирование эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе,
на предупреждение семейного неблагополучия,
на формирование правовой культуры.
Следует понимать, что дети с ОПФР – это дети не с нарушенным развитием, а дети, которые требуют организации особых условий и средств воспитания и обучения. Но в рамках данного понятия следует разграничивать различные категории детей. К наиболее благоприятным категориям относятся дети с нарушениями речи (ОНР, дислалия, заикание, дизартрия) и трудностями в обучении. Особое внимание социальные педагоги должны уделять детям с нарушениями умственного развития, с нарушениями поведения, коммуникативной сферы общения, эмоционально-волевой сферы.
Дети с интеллектуальной недостаточностью подвержены влиянию других людей в силу низкой критичности мышления и незрелости эмоционально-волевой сферы. Они чаще всего неадекватно оценивают отношение к ним чужих людей и порой могут быть втянуты в преступление, не осознавая своих поступков и не отдавая отчета своим действиям. Эти дети могут стать жертвами психического и физического насилия. Под влиянием неблагоприятной среды и условий проживания эти дети значительно сильнее подвержены риску формирования асоциального поведения, вредных привычек.
Семьи, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью, характеризуются тем, что чаще всего это неполные семьи, а также родители могут иметь интеллектуальную недостаточность либо другие психические нарушения (шизофрения, психопатия и др.). Семьи могут быть и благополучные, но следует обратить внимание социального педагога, на воспитание ребенка в семье и отношение родителей к ребенку. В таких семьях родители часто отказываются принимать ребенка таким, какой он есть и предъявляют к нему завышенные требования, что усугубляет условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка. Имеют место и случаи, когда родители слишком опекают ребенка и не дают возможности ему проявить самостоятельность даже в тех сферах деятельности, которая им доступна.
Так как, социально-психологическая служба ведет выявление и учет детей с ОПФР, то социальные педагоги должны владеть информацией о том, какие дети нуждаются в помощи, оказывается ли им помощь и какие специалисты могут ее оказать.
Система специальных школьных учреждений за последние годы стала более разнообразной и дифференцированной. Дети с ОПФР могут получать помощь:
в специальных классах,
в интегрированных группах, классах,
путем организации обучения на дому,
на ПКПП,
в ЦКРОиР путем консультаций или посещения коррекционных занятий,
в специальных школах-интернатах (школах).
Сеть специальных учреждений позволила включить в образовательное поле детей, которые не могут посещать занятия в школе (дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, с аутизмом).
Если социальный педагог обнаруживает ребенка, нуждающегося в организации особых условиях обучения и воспитания самостоятельно, по рекомендациям педагогов или по просьбе родителей, то он дает рекомендации о том, где ребенок может получить консультацию по существующей проблеме либо направляет ребенка на ПМПК. Социальный педагог обязан владеть информацией о том, какую документацию необходимо собрать для прохождения ПМПК, и поставить родителей в известность, в какое время они могут пройти обследование. Если ребенок направляется на консультацию, то социальный педагог должен ориентировать, к какому специалисту лучше ребенка направить (психологу, логопеду, олигофренопедагогу, тифлопедагогу, сурдопедагогу, невропатологу, психиатру).
Существует и такая проблема, как нежелание родителей видеть в своем ребенке недостатки. Многие ссылаются, что у них в детстве были те же проблемы, но они их «переросли». Социальному педагогу важно уметь аргументировано объяснить важность оказания своевременной помощи ребенку, которая не навредит ему, а лишь создаст условия для преодоления трудностей и дальнейшего развития всех сфер деятельности и личности ребенка.
Коррекционно-образовательный процесс на ПКПП, в ЦКРОиР начинается с начала учебного года. Для зачисления детей с ОПФР на занятия родители должны заранее записаться к специалисту, пройти ПМПК. Роль социального педагога - информировать родителей о сроках деятельности коррекционно-педагогических служб. Но не следует строить предположения о том, какой период времени понадобиться ребенку для исправления или коррекции нарушения развития.
Социальный педагог – связующее звено между психологами, дефектологами, педагогами, семьей, органами опеки и попечительства, органами охраны детства, инспекцией по делам несовершеннолетних и др.
Социальная психолого-педагогическая служба устанавливает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников и их семьи на посещение названных учреждений (п.14)

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе. - презентация

1 психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе

2 Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения (1998 г.) Сопровождение – особый вид помощи ребёнку в обеспечении эффективного его развития в условиях общеобразовательного процесса. Постановление 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи»

3 Российско-фламандская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка» (14-16 марта 2001г) г. Санкт-Петербург

4 – это система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально- психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия. сопровождение комплексность непрерывность приоритетность интересов ребёнка «не впереди, а рядом» Служба ППМС сопровождения педагог- психолог учитель- логопед дефектолог социальный педагог медицинский работник инспектор по охране и защите прав детства инструктор по лечебной физкультуре педагог, воспитатель

5 Нормативно-правовое обеспечение ППМС службы сопровождения Положение о службе комплексного сопровождения в школе Должностные инструкции специалистов ППМС службы Приказ директора о службе ППМС

6 Основной целью Службы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения в школе 34 является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение их адаптационных возможностей, гармоничное развитие личности в образовательном процессе, усиление воспитательной составляющей образования, профилактика и преодоление неблагоприятных факторов социальной среды.

8 Алгоритм ППМС сопровождения развития ребёнка в УВП Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование коррекционно- развивающих задач 4.Функционирование КР среды 5.Мониторинг развития ученика

9 Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование КР. задач 4.Функционирование КР среды 5.Мониторинг развития ученика Положение о мониторинге Службы комплексного ППМС сопровождения Диагностический мониторинг специалистов Примерные требования к планам и отчетам службы ППМС сопровождения Формирование запроса на деятельность службы ППМС сопровождения

10 Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование КР. задач 4.Функционирование КР среды 5.Мониторинг развития ученика консилиум

11 ПМПк – основная форма реализации сопровождения Положение о ПМПконсилиуме Сопровождающая деятельность участников консилиума (этап подготовки к консилиуму, на заседании консилиума, этап реализации принятых на консилиуме решений) Комплект рабочей документации для деятельности ПМПк

12 Комплект рабочей документации для деятельности ПМПк Приказ о создании ПМПк Договор между образовательным учреждением и родителями обучающихся о его психолого-медико- педагогическом обследовании и сопровождении Диагностическая карта психолого-медико- социальной помощи ребенку Карта психолого- медико логопедической и социальной помощи ребенку Заключения педагога Представление логопеда для ПМПк Представление психолога для ПМПк Заключение школьного ПМПк Лист коррекционной работы Журнал записи детей на ПМПк Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

13 Плановые определение путей ППМС сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционного развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция раннее намеченной программы; решение вопроса об изменении раннее намеченного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Внеплановые принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (классы ККО и др.). консилиум

14 Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование КР. задач 4.Функционирование КР среды индивидуальные и групповые к.р занятия со специалистом 5.Мониторинг развития ученика Диагностический пакет документов

15 Информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК) Структура ИМДК Информационный блок инфотека библиотека Диагностический блок тестотека Методический блок программы, методические разработки Инструментарий

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/6354173/page:21/, http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/974-soprovozhdenie-detej-s-osobennostyami-psixofizicheskogo-razvitiyan-v-ramkax-soczialno-pedagogicheskoj-sluzhby, http://www.myshared.ru/slide/181419/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения