Главная » Развитие ребенка

Стимуляция речевого развития у неговорящих детей

Пример плана занятия по программе
Стимуляция речевой активности
неговорящих детей 3-4 лет

Программа из 24 занятий была разработана для минигруппы из 4 неговорящих детей 3-4 лет. Словарный запас детей ограничивался 2-3 словами, некоторые издавали лишь нечеткие звуки, когда хотели обратить на себя внимание или добиться желаемого. У троих малышей уже была выработана негативная реакция на просьбы взрослых повторить за ними те или иные слова. При этом на диагностике каждый показал неплохие результаты в невербальных заданиях. Сформированность познавательных процессов в пределах возрастной нормы была подтверждена и в медицинских картах, т. е. в группу вошли только дети с задержкой речевого развития по типу алалия. Присутствие мам на занятии и их активное участие было обязательно.

Хотелось создать такую позитивную атмосферу, в которой бы ребенок забыл о своих трудностях, и в игровой форме добиться от него смыслового, речевого звука хоть по подражанию, хоть в эмоциональном выплеске. Главное, чтобы ребенок понял - а я умею говорить , преодолеть его зажим, включить сам механизм речи.

По плану занятие всегда состояло из одних и тех же блоков, но эти блоки были подвижны и менялись от состояния детей и задач каждого занятия, неизменно на своих местах оставались только первый и последний: организационный момент и продуктивная деятельность.

Занятие 5. ЕЖИК

1. Организационный момент

Дети только пришли с улицы, у каждого свое настроение и свое на этот момент отношение к занятиям. Эти важные несколько минут не только объединяют малышей, но и настраивают на участие в работе, поэтому начало занятия всегда музыкальное. Отличные примеры можно найти у Сергея и Екатерины Железновых, например: Вот носик, вот ушки. - и тело свое изучили в игре, и поработали с вниманием, и быстроту реакции потренировали.

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Всего получилось таких персонажей восемь: котик, ЕЖИК, медведь и т.д. И вот почему получилось такое количество. Два занятия, например, ежик - главный герой, на третьем он знакомит детей новым героем - лягушкой, который становится героем следующих двух занятий, в свою очередь на третьем занятии лягушка знакомит детей еще одним героем и т.д. Конечно, хорошо. если это игрушка из кукольного театра. Обязательно дайте потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Глазодвигательные упражнения

Наш герой, например, ЕЖИК за ширмой играет с детьми в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

Например, как фырчит ЕЖИК? В игровой форме просим повторить малыша пока только по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Смотреть упражнения с ЕЖИКОМ.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Например, ЕЖИК нюхает ароматное яблоко. ( Внутренняя задача блока - к середине комплекса научить детей задерживать дыхание после вдоха и выдоха, а к концу комплекса научить детей дышать под счет).

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения

Например, стихотворные тексты для ЕЖИКОВ можно найти в разделе Пальчиковая гимнастика. Некоторым другим героям повезло больше: для них нашлись тексты под музыку у Железновых.

Например, у Железновых для ЕЖИКОВ два музыкальных задания:
- ежики бегают, переворачиваются на спинку и машут лапками;
- ежики ползают на четвереньках.
А так как занятие проходило осенью, то наши ЕЖИКИ переносили на спинках огромные кленовые листья, а на втором занятии сосновые шишки, которые были специально собраны в лесу для этого занятия. Шишки также пригодились для массажа ладошек.

9. Продуктивная деятельность

Звучит спокойная музыка, розданы листочки с заготовками и гуашь трех цветов. Дети рисуют ЕЖИКА.

Обмакивают указательный палец в коричневую гуашь, рисуют палочки-иголки, проговаривают на каждое движение: так , так .

Красным и желтым ставят точки-яблоки, проговаривая на каждое движение: тык , тык .

Ответ

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией

Учитель-логопед МБОУ ЦДиК № 9 Н.О. Сиско

Основная задача при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому взрослому необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Какие приемы можно использовать, чтобы вызвать у ребенку желание подражать речи взрослого? Как отмечают большинство исследователей (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) при работе с безречевыми детьми неэффективно использовать слова «скажи», «повтори». Это вызывает у детей речевой негативизм. Более продуктивный путь - моделирование коммуникативных ситуаций, которые создают у ребенка потребность в речевом высказывании. Особенно тяжело вызвать речевое подражание у детей с моторной алалией. Авторы Пятница Т.В. и Башинская Т.В. предлагают методику графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией. Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией). Авторы данной методики для развития активной речи предлагают использовать следующие игры и упражнения.

Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа булъ

Ребенок подбрасывает воздушный шар со звуком типа ух\

Ребенок «забивает гвозди», сильно ударяя молоточком и произнося звук бух.

Ребенок запускает юлу, произнося на каждый толчок звук [у], затем поет его столько, сколько крутится юла.

Локоть ребенка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребенок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося (ц )ап, возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом ба(х).

«Филин» (Л. Волошина)

Руки — это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей!

Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина:

Ухал, охал, ахал филин: «У-у!» «У-у!» Эхо слышалось в лесу: «У-у!» «У-у!»

Звери в страхе разбежались: «У-у!» «У-у!» Песни фили испугались: «У-у!» «У-у!»

«Хоккей» — ребенок машет «клюшкой» со звуком: ххх.

«Паровоз» —резко разжимает кулаки — со звуком: п-п-п.

«Крышка на чайнике» — стучит ладошкой по кулаку: б-б-б.

«Дождик» — стучит пальцами по столу: к-к-к.

«Часики» — палец качается в разные стороны: тъ-тъ-тъ.

«Насос» — руки ставит в замок, наклоняется со звуком: с-с-с-с.

Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения.

Взрослый читает текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

Педагог. Руки вверх.

Ребенок. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает в ладоши). Руки вниз.

Топ-топ-топ (топает ногами). Руки в стороны.

Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями). Руки вперед.

Тук-тук-тук (стучит кулачками).

1. На листе формата А4 взрослый обводит свою правую руку, максимально раздвинув пальцы, большой палец вверху. Каждому пальцу соответствует свой звук-буква: большой —А, указательный — О, средний — У, безымянный — Ы, мизинец — Э, ладошка — И.

Ребенок плотно складывает ладошки и соединяет одноименные пальцы, произнося звуки.

2. Одноименные пальцы «летят» друг к другу с расстояния 3—5 см, ребенок произносит звуки.

3. Ребенок ударяет 2 раза пальцами и произносит по два звука: А, А; О, О; У, У; Ы, Ы; Э, Э; И, И.

Рисование на влажном песке

(Для увлажнения песка используется любая «брызгалка», ребенок нажимает на рычажок со звуком пш.)

В коробке с влажным песком ребенок ставит произвольные отпечатки своей ладошки, сильно прижимает ладонь так, чтобы она провалилась глубже в песок, произнося звук у-у-у-у с усилением.

Пальцы обеих рук ребенок сжимает в кулак, большой палец внутрь. Отпечатывает на песке «следы тигра» со звуком [ы] на каждый след. Сначала печатает двумя руками одновременно, затем поочередно.

Педагог прячет в песке несколько мелких игрушек. Ребенок нажимает на песок ладошкой.

На вопрос: Где игрушка? ребенок определяет ее место и отвечает: «Тут!»

Затем ребенок разгребает песок указательным пальцем одной или обеих рук, полностью очищает игрушку от песка и достает ее большим и указательным пальцами, произнося: «Вот».

Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (ссс, ззз, ввв, хххх).

Ребенок выполняет характерные движения во время чтения текста, затем произносит звукоподражания в такт движениям.

Скачет лягушонок, Ква-ква-ква!

Плавает утенок — Кря-кря-кря! Прыгает козленок — Ме-ме-ме!

А за ним ягненок — Бе-бе-бе!

А за ним ребята —

Раз-два-три! (Ребенок хлопает в ладоши на каждое слово)

По-смо-три! (Хлопает в ладоши на каждый слог.)

А. Ребенок рисует короткие вертикальные линии сверху вниз со словом кап на каждую черточку.

Б. Рисует маленькие кружочки со словом буль.

Данные игровые упражнения способствуют развитию речевой подражательной деятельности детей.

Категория

Пример плана занятия по программе Стимуляция речевой активности неговорящих детей 3-4 лет

Программа из 24 занятий была разработана для минигруппы из 4 неговорящих детей 3-4 лет. Словарный запас детей ограничивался 2-3 словами, некоторые издавали лишь нечеткие звуки, когда хотели обратить на себя внимание или добиться желаемого. У троих малышей уже была выработана негативная реакция на просьбы взрослых повторить за ними те или иные слова. При этом на диагностике каждый показал неплохие результаты в невербальных заданиях. Сформированность познавательных процессов в пределах возрастной нормы была подтверждена и в медицинских картах, т. е. в группу вошли только дети с задержкой речевого развития по типу алалия. Присутствие мам на занятии и их активное участие было обязательно.

Хотелось создать такую позитивную атмосферу, в которой бы ребенок забыл о своих трудностях, и в игровой форме добиться от него смыслового, речевого звука хоть по подражанию, хоть в эмоциональном выплеске. Главное, чтобы ребенок понял - а я умею говорить , преодолеть его зажим, включить сам механизм речи.

По плану занятие всегда состояло из одних и тех же блоков, но эти блоки были подвижны и менялись от состояния детей и задач каждого занятия, неизменно на своих местах оставались только первый и последний: организационный момент и продуктивная деятельность.

Занятие 5. ЕЖИК

1. Организационный момент

Дети только пришли с улицы, у каждого свое настроение и свое на этот момент отношение к занятиям. Эти важные несколько минут не только объединяют малышей, но и настраивают на участие в работе, поэтому начало занятия всегда музыкальное. Отличные примеры можно найти у Сергея и Екатерины Железновых, например: Вот носик, вот ушки. - и тело свое изучили в игре, и поработали с вниманием, и быстроту реакции потренировали.

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Всего получилось таких персонажей восемь: котик, ЕЖИК, медведь и т.д. И вот почему получилось такое количество. Два занятия, например, ежик - главный герой, на третьем он знакомит детей новым героем - лягушкой, который становится героем следующих двух занятий, в свою очередь на третьем занятии лягушка знакомит детей еще одним героем и т.д. Конечно, хорошо. если это игрушка из кукольного театра. Обязательно дайте потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Глазодвигательные упражнения

Наш герой, например, ЕЖИК за ширмой играет с детьми в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

Например, как фырчит ЕЖИК? В игровой форме просим повторить малыша пока только по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Смотреть упражнения с ЕЖИКОМ.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Например, ЕЖИК нюхает ароматное яблоко. ( Внутренняя задача блока - к середине комплекса научить детей задерживать дыхание после вдоха и выдоха, а к концу комплекса научить детей дышать под счет).

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения

Например, стихотворные тексты для ЕЖИКОВ можно найти в разделе Пальчиковая гимнастика. Некоторым другим героям повезло больше: для них нашлись тексты под музыку у Железновых.

Например, у Железновых для ЕЖИКОВ два музыкальных задания:
- ежики бегают, переворачиваются на спинку и машут лапками;
- ежики ползают на четвереньках.
А так как занятие проходило осенью, то наши ЕЖИКИ переносили на спинках огромные кленовые листья, а на втором занятии сосновые шишки, которые были специально собраны в лесу для этого занятия. Шишки также пригодились для массажа ладошек.

9. Продуктивная деятельность

Обмакивают указательный палец в коричневую гуашь, рисуют палочки-иголки, проговаривают на каждое движение: так , так .

Красным и желтым ставят точки-яблоки, проговаривая на каждое движение: тык , тык .

Источники: http://www.ilogoped.ru/plan_zanyatiy_negovoryaschie.php, http://dou24.ru/centr9/index.php?option=com_quickfaqview=itemscid=1:-----id=51:--, http://u4imsja.blogspot.ru/2012/06/3-4_30.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения