Главная » Развитие ребенка

Здоровьесберегающие технологии физическом развитии детей

Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за определенный период п

редметных знаний учителя, неврозами; такое образование должно быть, прежде всего, природосообразным и имеющим потенциал оздоровления. Современное массовое общее образование (по крайней мере, российское) является, к сожалению, и неприродосообразным, и здоровьезатратным. Поэтому задача разработки теории и практики здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего образования является весьма актуальной.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация работы с детьми (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения, которое значительно ухудшается в процессе образования. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, укрепление состояния здоровья детей должно осуществляться по следующим направлениям:

• развитие двигательной системы;

• зрелость нервных процессов;

Цель здоровьесбережения достигается с помощью использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, медиков, учащихся и их родителей). Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий; пересмотра самого понятия здоровьесбережения, его функций, критериев эффективности, принципов использования.

Виды здоровьесберегающих технологий и составляющие их элементы представлены в таблице №1.

Таблица 1. Виды здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников

Включение соответствующих тем в учебные предметы

Воспитание культуры здоровья посредством реализации форм внеклассной работы (факультативы, конкурсы, фестивали и др.)

Сегодня здоровьесберегающие технологии – это не просто совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей каждого ребенка. Исходя из такого понимания, использование здоровьесберегающих технологий должно быть направлено на выполнение целого ряда функций.

· Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических и психических возможностей ребенка.

· Воспитательная функция направлена на укрепление психической и физической выносливости, закалке волевых качеств личности.

· Образовательная функция заключается в ознакомлении ребенка со здоровым образом жизни.

· Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих детей при дефиците активного действия развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма к инфекциям. Особенно актуальна эта функция для часто болеющих детей.

· Общекультурная функция определяется тем, что внимание к здоровью должно быть органично связано с морально-нравственными целями.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается: увеличилось количество хронических заболеваний, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников является одной из ведущих задач на моих уроках физической культуры.

На своих уроках я активно внедряю здоровьесберегающие технологии, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья, т.е грамотная забота о здоровье, использую личностно-ориентированный подход, учитываю группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку, прислушиваясь к своему организму: самостоятельно осуществляют контроль за пульсом.

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Поэтому развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре. Упражнения в основных движениях проводятся на всех уроках физкультуры. Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, дети более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге постоянно слежу за сохранением правильной осанки у детей.

Считаю, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников. Ведь в младшем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения я включаю в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений считаю предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения. Как показывают многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаю подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.

Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать акробатику и гимнастику как средство воспитания подрастающего поколения - утверждения здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в своей работе, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Здоровье– одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления:сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правилздоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

физкультминутки и паузы;

пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

подвижные и спортивные игры;

психогимнастикаи др.

Что такое здоровье сберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии– это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Чаще используем минутки покоя:посидиммолча с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание, речь ребёнка. В группе создали картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями.

Для укрепления зрения используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

В течение дняизыскиваемминутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепленияопорно- мышечной системы ребёнка.

Музыкотерапия– один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества,фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для нашихгиперактивныхдетей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используем мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.

Вместес родителями составляемпамятки здоровья ( паспортздоровья”). Родителям предлагаемкартотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.

Для родителей оформляемв Уголке здоровья” рекомендации, советы:

приглашаемна открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.

Таким образом, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Источники: http://www.refsru.com/referat-27370-4.html, http://doc4web.ru/fizkultura/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-fizicheskoy-kulturi.html, http://nevaljashki.3dn.ru/load/stati_dlja_pedagogov/realizacija_zdorovesberegajushhikh_igrovykh_dvigatelnykh_tekhnologii_napravlennykh_na_fizicheskoe_razvitie_detej_v_processe_provedenija_nod/72-1-0-1655

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения