Главная » Развитие ребенка

Значение речи развития детей

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями — знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию.

Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так. так. так» или «не так. »

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Речь первоначально возникает и развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением.

Условиями возникновения ее у ребенка являются установление эмоционального контакта со взрослым, насыщение слышимой речью и организация сотрудничества.

В своем развитии речь проходит несколько этапов.

Первый — подготовительный, или довербалъный, когда ребенок понимает речь взрослых, но еще не умеет говорить.

Второй — переходный, или этап возникновения речи. Характерной особенностью его является появление автономной детской речи. Первые детские слова имеют ряд особенностей: они отражают ситуативные признаки предметов, не имеют постоянного значения отличаются особым звуковым составом. I

Третий — этап активной речи, когда появляются настоящие слова, происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка, быстро увеличивается словарный запас.

Вопросы и задания 1.

Какие условия необходимы для возникновения у ребенка активной речи? 2.

Охарактеризуйте этапы развития речи в онтогенезе. 3.

Назовите основные признаки автономной детской речи. 4.

Что такое «коммуникативная задача»? 5.

Укажите основные направления влияния речи на психическое развитие ребенка.

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Развитие речи у детей. Значение речевого развития дошкольников.

Для развития когнитивных способностей, а также социального и эмоционального развития ребенка в целом крайне важно своевременное речевое развитие в дошкольном возрасте. Речевые навыки (слушание, понимание и говорение) необходимы для подготовки к обучению чтению и письму, они являются базой для дальнейшего развития умения излагать свои мысли в устной и письменной форме. Создавая условия для нормального речевого развития малыша в дошкольный период, родители закладывают прочную основу для всего последующего процесса обучения.

Развитие речи у детей и когнитивное развитие

Развитие речевых умений и навыков помогает малышам улучшить память, умение сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Именно эти умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить. Высокий уровень речевого развития позволяет ребенку рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего, обобщать собственный опыт о людях, происшествиях и предметах. Также ребенок с хорошо развитыми речевыми навыками способен задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.

Развитие речи у детей и социальное развитие

Если у ребенка хорошо развиты речевые навыки и умения, такие, как способность внимательно слушать и четко произносить слова, он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием общаться с другими детьми. По мнению детского психолога доктора Кэрол Валиньяд, «У детей, которые без затруднений выражают собственное мнение, будет гораздо меньше проблем в том, что касается взаимодействия со сверстниками». Речевые умения позволяют дошкольникам понять, как важно делиться своими игрушками, соблюдать очередность, они будут получать больше удовольствия от совместной игры и им будет легче участвовать в играх, где необходим нестандартный подход, соблюдение правил и инструкций.

Развитие речи у детей и эмоциональное развитие

Дети дошкольного возраста, которые умеют внимательно слушать родителей и следовать инструкциям, будут в большей безопасности, чем те, кто подобных навыков не имеет. Кроме того, уровень речевого развития важен, чтобы ребенок мог выразить собственный страх или недовольство вербально, а не с помощью пинков, щипков или истерики. Таким образом ребенок научится эмпатии и сможет услышать и точку зрения другого человека, а не только свою собственную. Хорошо развитая речь позволит малышу говорить обо всем, что его волнует или расстраивает. Часто дети, которым нравится разговаривать, и в ком велик интерес к языку, начинают придумывать собственные песенки и стишки.

Развитие речи у детей и чтение

Именно речевое развитие дошкольника является определяющим фактором успешного обучения чтению. Разговаривая с родителями, описывая картинки и сочиняя по ним истории, разучивая песенки и стишки, дети обогащают свой словарный запас и получают первое представление о грамматическом строе языка. Это, в свою очередь, способствует развитию умения понимать прочитанное и фонологических навыков (умению устанавливать связь между звуком и символом, его обозначающим). Исследования показывают, что дети, которые узнают звуки рифмующихся слов, легче обучаются чтению и орфографии в школе. Согласно данным специалистов, существует прямая связь между количеством рифмующихся между собой слов, которые знает ребенок при поступлении в детский сад, и успешным обучением чтению.

Развитие речи у детей и письмо

Согласно данным исследований, при овладении дошкольниками речевыми навыками важнейшей мотивацией для них является социальная. «Дети учатся говорить потому, что хотят общаться с другими людьми». В дошкольном возрасте «умения говорения, слушания, чтения и письма развиваются параллельно (одновременно), а не последовательно (одно за другим)». Чтобы уметь читать и писать, ребенок должен понимать, что буквы – это символы, передающие звуки при письме. Детям, которые уже успели полюбить книги, наверняка понравится работать с символами, например, отмечать определенные слоги разными цветами цветными карандашами на бумаге или цветными мелками на доске. Так они будут учиться общаться, используя символы.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Юршина Юлия
Консультация для педагогов и родителей «Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Связная речь

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел , в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

Но практика часто показывает противоположные результаты, родители очень часто, не уделяют своему ребенку должного внимания, они куда-то спешат, опаздывают… и им совсем некогда поговорить, рассказать, объяснить, ребенку что то новое интересное. И, к сожалению, очень часто мы можем услышать от родителей фразу в адрес «разговорившегося» малыша, - «Сядь, молчи и не болтай! ».

А ведь именно дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания, выделяются три основных проблемы развития связной речи дошкольников:

Лексическая сторона речи, грамматическая, фонетическая. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с формированием связной речи у дошкольников.

При ознакомлении с лексической стороной речи у детей часто, возникают трудности при расширении словарного запаса, здесь на первое место выдвигается понимание значения слов, потому что только понимание ребенком значения слова может привести к сознательному выбору слов и словосочетаний, точному их употреблению при построении связного высказывания;

В формировании грамматического строя речи возникают трудности в умении детей строить предложения, простые, распространенные, сложные, а также умению правильно согласовывать и изменять слова в предложениях разного типа. Формирование языковых обобщений является той основой, на которой сознательно выстраивается связное высказывание;

В работе над фонетической (звуковой) стороной речи у детей так же встречаются ошибки. наблюдаются ошибки в овладении такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность, а также интонационное оформление текста, которые проявляются при изложении высказывания.

Подводя итог можно выделить основные направления в работе над развитием связной речи детей – это работа, направленная на обогащение пассивного словарного запаса (слова, которые ребенок понимает, но не использует, здесь большое значение уделяется объяснению значения новых не знакомых детям слов. Большая роль должна уделяться развитию активного словаря (слова, которые ребенок понимает и активно использует в речи, здесь необходимо побуждать ребенка к использованию в речи новых, разнообразных ему уже знакомых слов.

Так же необходимо работать, над формированием грамматического строя речи. У детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:

предупреждение появления у детей грамматических ошибок;

следует исправлять ошибки, существующие в речи детей;

совершенствовать синтаксическую сторону речи;

развивать чуткость и интерес к форме своей речи;

содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых;

Третье направление, которому следует уделять внимание это работа над фонетической стороной речи. При обучении связной речи необходимо уделять внимание таким характеристикам, как темп, сила голоса, дикция, плавность, а также интонационное оформление текста, которые проявляются при изложении высказывания.

Так же стоит отметить, что речь наших детей часто эмоционально не выразительна. А ведь эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, четкости дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. При систематических занятиях постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Следует отметить, что процесс развития речи не может ограничиваться только рамками занятия, речь ребенка нужно развивать постоянно, в режимных моментах, в свободной деятельности, следует поправлять детей, если в речи они допустили ошибку, фиксировать внимание ребенка на ошибке, речь педагога должна быть эмоционально – выразительной, грамматически правильно оформленной, ведь она является образцом для подражания воспитанников. Побуждайте тихого замкнутого ребенка к общению, ведь если он не научится высказывать свои мысли в дошкольном возрасте, придя в школу, он может столкнуться с проблемами связанными с общением со взрослыми и сверстниками.

Ведь развивая связную речь ребенка мы формируем у него такие личностные качества как:

• уверенность в себе;

• доброжелательное отношение к учебному процессу;

Источники: http://uchebniki-besplatno.com/doshkolnoe-obrazovanie/vliyanie-rechi-psihicheskoe-razvitie-24854.html, http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/6679-razvitie-rechi-u-detej-znachenie-rechevogo-razvitija-doshkolnikov.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-i-roditelei-znachenie-razvitija-svjaznoi-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения