Главная » Ребенку 11 лет

11 Лет ребенку психологические особенности

Психология детей 11 лет в воспитании

Психология детей 11 лет сложна, но вполне по силам родителям. В чем заключаются возрастные особенности детей 11 лет, подробно описаны в данной статье. Прочитав ее, можно не беспокоиться за поведение ребенка.

Психология детей 11 лет не так сложна, как можно себе представить. В этот период дети начинают становиться старше и у них впервые зарождается желание быть независимыми, свободными, самостоятельными. Все запреты они воспринимают с агрессией, скандалами, криками и истериками.

Необходимо быть внимательными с шутками и замечаниями по поводу внешности и привычек детей, поскольку любую невинную шутку ребенок может интерпретировать как самое серьезное замечание. Очень часто на фоне этого могут развиваться серьезные комплексы. Многие страхи и комплексы исходят именно из детского осознанного возраста, а вряд ли родителям хочется стать причиной этих самых страхов.

Чем вызнаны особенности возраста

Эти возрастные особенности детей 11 лет связаны с изменением гормонального фона, началом полового созревания. Организм меняется, меняется поведение, отношение к жизни.

Очень часто у детей можно заметить смену вкусовых предпочтений, желание выглядеть старше и взрослее. Меняются жизненные ценности, повышается необходимость общения со сверстниками. Дети начинают делать собственные выводы относительно каждой ситуации, можно заметить, как у них на всё появляется своя точка зрения. Не редко их мнение противоречит всем остальным.

Эти немногие особенности детей 10-11 лет следует знать каждому родителю, чтобы вовремя их заметить и вести себя в этот период максимально осторожно, ведь дети – ранимые создания, а в таком возрасте – ранимее вдвойне.

Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и социальном развитии.

Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в новые для него структурно-пространственные условия (это переход из учреждений дошкольного образования в школу, из классов первой ступени во вторую, из классов основной средней школы в старшую среднюю школу, из школы в институт, производственную сферу). Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой проблемы может привести к замедлению процесса развития ребенка, возникновению «комплексов неполноценности», различным видам фобий, девиантному поведению.

По этому проблема преемственности в работе школы имеет особое значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей ступени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу обучения на новой ступени развития: физическая, личностная, интеллектуальная.

В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, занять достойное место в коллективе. У младших подростков заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим их людям и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках. Однако дети еще не могут достаточно полно проанализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности.

Особенности работы классного руководителя с младшими подростками 11-12 лет (5-6 класс) заключаются в следующем:

1. Классному руководителю важно обеспечить на этом этапе атмосферу защищенности, поддержки и заботы тем, кто испытывает чувство неуверенности (ведение ежедневной проверки состояния здоровья, настроения – стенд «мое настроение», создание условий для формирования законов внутренней жизни, где сами ребята принимают правила защиты слабых, «новеньких» и т.д.) Позиция «классной мамы» остается актуальной.

2. При переходе в среднее звено школы у ребят снижается уровень обученности и качество обучения. Это еще одна из основных сфер заботы классного руководителя, предусматривающая изучение личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем; беседы с учителями-предметниками о проблемах детей и особенностях взаимодействия с ними; привлечение учеников к организации урока; организацию помощи младшим школьникам в учебе, одноклассникам; проведение вечеров науки и техники, выпуск устного журнала «Хочу все знать», оформление стендов «Знаешь литы?», создание «Клуба любознательных», ведение «Экрана успеваемости» и т.п.

3. У младших подростков расширяются общественные интересы. Они любят мечтать о подвигах общественно значимых деяниях. И.П. Иванов писал, что для этого возраста очень важна потребность в «ярком определении», выделиться в кругу сверстников.

4. Трудовая деятельность должна носить эмоциональный, яркий характер. Организация охраны зеленых насаждений, помощи птицам зимой, изготовление скворечников, организация трудовых бригад, самообслуживание (уборка классной комнаты, ведение стенда «Чистюля».

5. Для развития рефлексивных и аналитических способностей классный руководитель организует коллективный анализ проведенных дел, экскурсий, поездок, спектаклей. Это подготовит ребят к следующему возрастному этапу, связанному с процессом самоопределения и активного самопознания.

6. Для поддержания здоровья и физического развития ребят классный руководитель постоянно пропагандирует идеи здорового образа жизни, важности крепкого здоровья для совершения героических поступков, преодоления трудностей, рекомендует занятия с спортивных секциях, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Психологические особенности детей подросткового возраста

Переходный возраст – это время полового созревания Вашего ребенка. Обычно переходный возраст начинается в 11-13 лет, причем у девочек он наступает обычно немного раньше, чем у мальчиков. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе, в общении со взрослыми.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Несколько общих особенностей подросткового возраста:

  1. Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
  2. Поиск собственной идентичности (вопрос кто я? самый важный вопрос этого периода).
  3. Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
  4. Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
  5. Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями).
  6. Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).

Это далеко не все изменения, происходящие в подростковый период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях родитель-ребенок .

Учитывая вышесказанное, хочу дать несколько общих рекомендаций родителям:

  1. Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
  2. Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы, следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
  3. Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, страх порождает агрессию и ведет только к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Будет замечательно, если все это Вы придумаете и разработаете вместе с ребенком.
  4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день. Согласитесь: бессмысленно требовать от ребенка не использовать ненормативную лексику, если Вы сами иногда (для большей убедительности) отступаете от этого требования.
  5. Только сильный человек – личность – не боится признавать свои ошибки и, вместе с тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже личность, претендующая на равные отношения и права с Вами. Уважаемые родители, не бойтесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки – этим Вы покажете, насколько Вы справедливы в оценке себя и других.

Ну, и последнее: Как и когда ребенок становится подростком, подросток – взрослым? На этот вопрос нет конкретного ответа. Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: трудным , переходным , кризисным . Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка, но, главное, помните, что он пройдет и все будет хорошо, если Вы сумеете сохранить с ним контакт и доверительные отношения.

И уж совсем последнее: всем нам хочется, независимо от возраста и пола, чтобы нас любили не за то, что мы красивые, умные, успешные и так далее, а за то, что мы просто есть – просто любите своих и детей и принимайте их такими, какие они есть!

Мамедова Ольга Витальевна

Опубликовано на сайте: 2 сентября 2013. 2894 просмотра

Источники: http://www.webkarapuz.ru/article/psihologiya-detey-11-let-v-vospitanii, http://spb-school520.narod.ru/psih-11let.html, http://www.b17.ru/article/13500/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения