Главная » Ребенку 4 года

Развитие речи неговорящих детей 3 4 лет

Пример плана занятия по программе
Стимуляция речевой активности
неговорящих детей 3-4 лет

Программа из 24 занятий была разработана для минигруппы из 4 неговорящих детей 3-4 лет. Словарный запас детей ограничивался 2-3 словами, некоторые издавали лишь нечеткие звуки, когда хотели обратить на себя внимание или добиться желаемого. У троих малышей уже была выработана негативная реакция на просьбы взрослых повторить за ними те или иные слова. При этом на диагностике каждый показал неплохие результаты в невербальных заданиях. Сформированность познавательных процессов в пределах возрастной нормы была подтверждена и в медицинских картах, т. е. в группу вошли только дети с задержкой речевого развития по типу алалия. Присутствие мам на занятии и их активное участие было обязательно.

Хотелось создать такую позитивную атмосферу, в которой бы ребенок забыл о своих трудностях, и в игровой форме добиться от него смыслового, речевого звука хоть по подражанию, хоть в эмоциональном выплеске. Главное, чтобы ребенок понял - а я умею говорить , преодолеть его зажим, включить сам механизм речи.

По плану занятие всегда состояло из одних и тех же блоков, но эти блоки были подвижны и менялись от состояния детей и задач каждого занятия, неизменно на своих местах оставались только первый и последний: организационный момент и продуктивная деятельность.

Занятие 5. ЕЖИК

1. Организационный момент

Дети только пришли с улицы, у каждого свое настроение и свое на этот момент отношение к занятиям. Эти важные несколько минут не только объединяют малышей, но и настраивают на участие в работе, поэтому начало занятия всегда музыкальное. Отличные примеры можно найти у Сергея и Екатерины Железновых, например: Вот носик, вот ушки. - и тело свое изучили в игре, и поработали с вниманием, и быстроту реакции потренировали.

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Всего получилось таких персонажей восемь: котик, ЕЖИК, медведь и т.д. И вот почему получилось такое количество. Два занятия, например, ежик - главный герой, на третьем он знакомит детей новым героем - лягушкой, который становится героем следующих двух занятий, в свою очередь на третьем занятии лягушка знакомит детей еще одним героем и т.д. Конечно, хорошо. если это игрушка из кукольного театра. Обязательно дайте потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Глазодвигательные упражнения

Наш герой, например, ЕЖИК за ширмой играет с детьми в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

Например, как фырчит ЕЖИК? В игровой форме просим повторить малыша пока только по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Смотреть упражнения с ЕЖИКОМ.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Например, ЕЖИК нюхает ароматное яблоко. ( Внутренняя задача блока - к середине комплекса научить детей задерживать дыхание после вдоха и выдоха, а к концу комплекса научить детей дышать под счет).

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения

Например, стихотворные тексты для ЕЖИКОВ можно найти в разделе Пальчиковая гимнастика. Некоторым другим героям повезло больше: для них нашлись тексты под музыку у Железновых.

Например, у Железновых для ЕЖИКОВ два музыкальных задания:
- ежики бегают, переворачиваются на спинку и машут лапками;
- ежики ползают на четвереньках.
А так как занятие проходило осенью, то наши ЕЖИКИ переносили на спинках огромные кленовые листья, а на втором занятии сосновые шишки, которые были специально собраны в лесу для этого занятия. Шишки также пригодились для массажа ладошек.

9. Продуктивная деятельность

Звучит спокойная музыка, розданы листочки с заготовками и гуашь трех цветов. Дети рисуют ЕЖИКА.

Обмакивают указательный палец в коричневую гуашь, рисуют палочки-иголки, проговаривают на каждое движение: так , так .

Красным и желтым ставят точки-яблоки, проговаривая на каждое движение: тык , тык .

Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Ей были подобраны и систематизированы наиболее эффективные логопедические методики на развитие речи, учитывающие специфику работы с маленькими детьми.

Такая работа по развитию речи требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, т.к. методика логопедических занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста. Найти грамотного логопеда-дефектолога, умеющего работать с детьми до 4 лет, не так просто, особенно для жителей небольших городов. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Какие нарушения речи подлежат коррекции с помощью наших логопедических занятий по развитию речи: дислалия (косноязычие), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры
  • игры на развитие физического слуха
  • упражнения на звукоподражание
  • рифмованные загадки
  • стихи с движениями
  • чистоговорки

Самые популярные задания

Игры для развития речи. Все родители осведомлены о том, как важно развивать речь у ребенка. Но далеко не все знают, что заниматься развитием речи у детей можно непринужденно, с удовольствием, в буквальном смысле слова играючи. В этой статье мы расскажем родителями и педагогам о лучших настольных играх для развития речи у детей. читать дальше

Логопедические занятия. Представляем вам уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи у неговорящих детей и у детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 4 лет. Автор курса – известный детский психолог, руководитель психологического центра “Адалин ” – Анна Пономаренко. Общеизвестно, что недостатки устной речи. читать дальше

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. В этом разделе вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Обучение составлению рассказов. читать дальше

Книги для развития речи. Большое значение для развития речи у детей имеют детские книги. Совместное чтение книг с последующим их обсуждением расширяет словарный запас ребенка, учит его связно излагать свои мысли, размышлять о прочитанном, развивает воображение. читать дальше

Развитие связной речи. Все согласятся, что умение связно, красиво и убедительно говорить – ценное для жизни качество в наши дни. Это умение можно и нужно у ребенка специально развивать. В данной статье мы расскажем вам об эффективных приемах развития связной речи у детей. Один из них. читать дальше

Словесные игры. С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во. читать дальше

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 2–3 лет «В гости пришёл зайчик». (неговорящие дети).

наталья павлюк
Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 2–3 лет «В гости пришёл зайчик». (неговорящие дети).

тема: «К нам в гости пришёл зайчик ».

Цель: налаживание контакта и эмоционального общения ребенка со взрослым;

развивать внимание, понимание речи, слуховое восприятие и восприятие звуков,

которые издают различные предметы; развивать подражания движениям взрос-

лого; обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое;

развитие кистей рук, длительного непрерывного ротового выдоха, активизация

губных мышц; уточнение и расширение пассивного словаря – название частей тела

и их назначение.

Оборудование. игрушки (зайчик, мелкие фигурки животных, кубики) ;

бумажные бабочки на развитие дыхания;

1. Налаживание контакта.

- Привет! Дай ручку, давай здороваться! Помаши рукой!

- хлопну я в ладоши, буду я хороший,

хлопнем мы в ладошки, будем мы хорошие!

- Давай похлопаем вместе!

2. Зайчик в корзинке.

(Педагог показывает корзинку, в ней лежит игрушка зайчика) .

- Ой! Кто это там прячется? Кто там?

- Это я, зайчик! Привет!

- давай здороваться. Дай ручку!

- я умею прыгать, танцевать, хлопать в ладоши и петь.

- давай вместе хлопать – хлоп-хлоп.

- а сейчас я песенку спою – ля-ля-ля!

(Затем опять зайчик прячется и появляется вновь. Игра повторяется .)

- Мы сейчас поиграем с зайчиком в мяч. (лучше организовать игру на полу: логопед и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, что бы мячик не укатился мимо)

- Лови мячик! Оп! Поймал мячик! Кати мяч зайчику! Молодец!

- Зайчику очень понравилось с тобой играть в мячик. Давай его погладим.

зайка, заинька зайчонок -

позовёт тебя (имя ребёнка) .

не спеши домой, постой! -

и погладь его рукой.

5. Развитие общего подражания – игра «На лесной полянке».

- Давай поиграем с зайчиком в весёлую игру. Встанем на лесной полянке, я буду читать стишок, а ты повторяй за мной!

на лесной лужайке

разбежались зайки. (легкий бег)

вот какие зайки

зайки – побегайки! (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

сели зайчики в кружок, (присели)

роют лапкой корешок. (движения рукой) .

вот какие зайки,

зайки – побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»).

6. Игры с игрушками и предметами.

1) игра «Чудесный мешочек».

- у зайчика есть любимые игрушки, он принёс их в своём мешочке. Давай посмотрим что там. (Логопед достаёт по одной игрушке и называет (3-5 мелких предметов) .

2) игра «Стульчики».

поставить крупные кубики на небольшом расстоянии друг от друга – это стулья. Рассадить на стулья мелкие игрушки (из мешочка) .

- Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики – пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот – для мишки и т. д. Посидели отдохнули и побежали дальше играть.

7. Развитие неречевого слуха.

игра «Послушаем звуки в доме».

- А сейчас опять сядем с зайкой на полянке и послушаем звуки.

(звуки в доме и на улице (открыть окно). Прислушайтесь вместе с ребёнком к разным звукам – тиканью часов, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы, прислушаться к разнообразным звукам транспортных шумов – сигналы автомобилей, скрип тормозов, стук колёс поезда и пр

8. Развитие плавного ротового выдоха.

игра «Лети бабочка».(Перед началом занятия подготовить 2-3 яркие бумажные бабочки, к каждой привязать нитку длиной 20-30 см, нитку прикрепить к шнуру на некотором расстоянии др. от др. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребёнка.)

- Смотри, у нас на полянке много красивых разноцветных бабочек. Посмотрим, умеют ли бабочки летать (педагог дует на бабочек) .

- Смотри, полетели как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? (ребенок встаёт возле бабочек и плавно дует) .

9. Пальчиковые игры.

игра «Серенький зайчик»

- А сейчас давай покажем зайчику, какие у него длинные ушки и споём ему песенку.

(Делаем «зайку» - прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками–ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках) .

- Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

10. Развитие речи.

игра «Покажи части тела у зайчика».

- покажи, где у зайчика ушки; хвостик; носик; лапки и т. д.

11. Итог занятия.

-Зайчику пора домой. Ему очень понравилось с тобой играть.

Помаши ему рукой и скажи - пока, пока.

Источники: http://www.ilogoped.ru/plan_zanyatiy_negovoryaschie.php, http://games-for-kids.ru/language-development/logopedicheskie-zanyatiya.php, http://www.maam.ru/detskijsad/individualnoe-logopedicheskoe-zanjatie-s-reb-nkom-2-3-let-v-gosti-prish-l-zaichik.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения