Главная » Ребенку 4 года

Звук детей 3 4 лет

Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В. 2001


Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, Колесникова Е.В. 2001.

Книга является 1-й частью авторской программы От звука к букве по подготовке детей 3-7 лет к обучению грамоте (2-я часть - Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет ; 3-я часть - Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет ; 4-я часть - Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет ).
Основное назначение книги - оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте на первом этапе обучения.


Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Цель:
• Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
• Познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).

1. Игра Весёлый язычок
Методические рекомендации:
Во время занятия обращать внимание на каждого ребенка.
Показывать детям выполнение упражнений и проверять, как они выполняют упражнения по ходу чтения сказки.

Прочитайте детям сказку М.Г.Генинг и Н.А.Герман О Веселом Язычке :
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения). Вот и вся сказка про Веселый Язычок.

Оглавление
Введение
Распределение материала на учебный год
Занятие № 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата
Занятие № 2 Звук А
Занятие № 3 Звук У
Занятие № 4 Звук О
Занятие № 5 Звук Ы
Занятие № 6 Звук «Э»
Занятие № 7 Звук «И»
Занятие № 8 Звук М
Занятие № 9 Звук Б
Занятие № 10 Звук П
Занятие № 11 Звук Д
Занятие № 12 Звук Т
Занятие № 13 Звук Г
Занятие № 14 Звук К
Занятие № 15 Звук В
Занятие № 16 Звук Ф
Занятие № 17 Повторение пройденного материала (гласные)
Занятие № 18 Повторение пройденного материала (согласные)
Использованная литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Звук [р]: когда идти к логопеду

На приёме в поликлинике нужно правильно оценить состояние речи ребёнка за короткий промежуток времени, поэтому большое внимание уделяется беседе с мамой малыша. Во время этой беседы я интересуюсь, есть ли жалобы по поводу речи. Часто оказывается, что родители хорошо говорящих детей 3–4 лет озабочены неправильным произношением звуков [р], [л] и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае я им рассказываю о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.

Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука .

Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.

Легче всего детьми усваиваются звуки:

– появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный – заднеязычных звуков [к], [г], [х].

– связанные со стабильным задним положением корня языка, которое формируется ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).

– формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).

Исследователи разделили все звуки речи на три группы по времени появления:

1. звуки раннего онтогенеза (появляются до 3-х лет) – [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [д], [н], [к], [г], [х], [с], [з].
2. звуки среднего онтогенеза (появляются в возрасте 3-4 лет) – звук [ы], звук [л'], также звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости.


3. звуки позднего онтогенеза (появляются в 4-5 лет) – [р], [р'], [ш], [ж], [ч], [щ] (которые требуют верхнего положения кончика языка), [л], [ц].

Важно помнить, что в 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Обычно проблемы детей связаны с свистящими звуками ([с], [з] и их мягкие варианты), шипящими ([ш], [ж], [щ]), аффрикатами ([ц],[ч]) и сонорами ([р], [л] и их мягкие пары).

Родителей чаще всего беспокоит с звук р, с которым мы ждём до 5 лет, если не появился постоянно используемый горловой вариант (картавость). В этом случае при психологической готовности ребёнка его лучше скорректировать пораньше, чтобы неправильное произношение не закреплялось. Чем дольше по времени ребёнок пользуется неправильным вариантом, тем сложнее ему потом перейти на правильный.

В каком возрасте стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка проблемы только с произношением? Если вы видите, что к 4-м годам ваш ребёнок неправильно произносит звуки раннего онтогенеза или у него есть неправильно произносимые шипящие, или одни звуки он заменяет другими, смешивает их, то точно стоит проконсультироваться со специалистом. Логопед оценит ситуацию и либо порекомендует сразу начать занятия по исправлению звукопроизношения (при условии психологической готовности ребёнка), либо обучит приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. В таких случаях логопеды обычно советуют регулярно делать артикуляционную гимнастику для того, чтобы ребёнок лучше управлял своими речевыми мышцами, что поможет подготовить их к постановке правильного звука.

Речь ребенка 3-4 лет характеризуется:

1. В речи присутствуют и правильно произносятся:

2. Согласные звуки произносятся смягченно («Клюзька» - кружка)

3. Свистящие звуки С,З,Ц произносятся ребенком нечетко, часто пропускаются или заменяются:

  • Звук С на звуки ф, т (апоги; фапоги, тапоги - сапоги)
  • Звук З на звуки в, д (вонт, донт - зонт)
  • Звук Ц на звуки ф, т (фапля, тапля - цапля)

4. Шипящие звуки Ш,Ж,Ч,Щ могут произноситься ребенком нечетко, пропускаться, либо заменяться:

  • Звук Ш на звуки с, ф (таны, станы, фтаны – штаны)
  • Звук Ж на звуки з, в (аба, заба, ваба – жаба)
  • Звук Ч на звуки ц, ть (колютьки – колючки)
  • Звук Щ на звуки с, т (сенок, тенок – щенок)

5. Звуки Л и Р ребенок может пропускать и (или) заменять звуками ЛЬ или j (й) «Ляска»- ласка; «Южа»- лужа.

6. Некоторые слова ребенок сокращает («сипед»- велосипед, «атабиль» - автомобиль).

7. В некоторых словах переставляет звуки в слове («деверо»- дерево).

8. Может пропускать согласные звуки при их стечении (босой дом - большой дом).

9. В случаях стечения согласных может вставить между ними дополнительные гласные («не зинаю» - не знаю).

Развитие словаря:

  • Дети различают и называют части предметов, их качества (цвет, величину, материал, форму).
  • Развитие грамматического строя речи:
  • Разговаривают короткими фразами, состоящими из трех – четырех слов.
  • Во фразовой речи наблюдается неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет») и ошибки в согласовании слов («один яблок»).

Развитие связной речи:

  • Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов.
  • Могут повторить за взрослыми рассказ, состоящий из 3 - 4 предложений.
  • Могут рассказать, что делали в детском саду, что видели на прогулке и т.п.

Совет взрослым: для развития речи ребенка используйте игры направленные на развитие фонематического слуха.

Источники: http://nashol.com/2013050570981/razvitie-zvukovoi-kulturi-rechi-u-detei-3-4-let-kolesnikova-e-v-2001.html, http://letidor.ru/article/rebyenok_ne_rychit_kogda_idti__56815/, http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-logopeda/77-rech-razvitie-rechi-detej-3-4-let

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения