Главная » Ребенку 5 лет

Занятия с аутичными детьми 4 5 лет

Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет

Наталия Кунденок
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет

Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.

Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.

На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник) .

Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.

Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.

3. Пальчиковая гимнастика.

Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,

показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.

-не палец, а мышь.

-а будешь кусаться

4. Рисование осенних листочков.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).

Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.

Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.

5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»

Цель: формировать умение подражать действиям педагога.

6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой .

Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.

Инструкция: найди игрушки.

Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.

7. Задание с мелкой мозаикой.

Инструкция: выложи по образцу цветочки.

Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,

закрепить основные цвета.

8. Пальчиковая гимнастика.

Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

Тук-тук- стучим кулачками

Да-да- бьём в ладоши

Можно к вам- кулачки

Рад всегда- ладоши

Как заниматься с ребенком аутистом в домашних условиях

Автор: Дарья Ромашко Дата: 2015-12-10 16:47:19 10.12 Комментариев нет

Эта статья является продолжением разговора о детях-аутистах. Поэтому для начала советую ознакомиться с ней: Непохожие на других: признаки аутизма у детей .

После того, как малышу поставлен диагноз расстройство аутистического спектра, многие родители понимают, что не все потеряно. Но как заниматься с ребенком аутистом дома? Существуют специальные занятия, которыми вы вполне можете овладеть самостоятельно.

Благодаря коррекционным занятиям совершается настраивание ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром. Важно, чтобы ребенок чувствовал эмоциональный комфорт и безопасность, а значит, будет происходить и корректирование поведения.

Я в семье

Прежде всего, особое внимание стоит уделить местоимениям. Аутичные малыши долго называют себя только по имени. не используя местоимение «я», путают мужской и женский род местоимений и т. д. Поэтому как можно раньше обращайте внимание ребенка на смысловую нагрузку местоимений, их родовую принадлежность. Разучите с малышом простую считалочку: «Я, ты, он, она — вместе дружная семья». Для игры в считалочку мама, папа и ребенок должны сидеть достаточно близко друг к другу.
Называя местоимение «я», приложите ладонь малыша к его груди, «ты» — его ладошку прижмите к себе, «он» — покажите ручкой ребенка на папу (или дедушку), «она» — на бабушку (тетю). На фразе «вместе мы дружная семья», все вместе с ребенком возьмитесь за руки, образуя круг. Пожмите друг другу руки и повторите: «я» (теперь каждый должен приложить свою руку к своей груди), «ты» (взрослые указывают на ребенка) и т. д. Проговаривайте местоимения вместе с ребенком несколько раз.

Такая считалочка обычно очень нравится детям и помогает им наглядно понять, какой смысл вкладывается в местоимения. Прорабатывая местоимения, в своей речи выделяйте их голосом, тем самым помогая ребенку понять, о ком вы говорите.

Чтение по ролям

Если речевые возможности ребенка позволяют, пробуйте читать по ролям. Возьмите для начала простую детскую сказку К. Чуковского «Телефон». Читайте сказку ребенку несколько дней подряд самостоятельно. Когда малыш запомнит хотя бы ее начало, пробуйте читать по ролям. Доверьте ребенку роль, в которой меньше текста:
— У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (удивленная интонация)
— Слон (отвечает ребенок) и т. д.

Собственное мнение

Для работы с аутичным ребенком отлично подходят книги, в которых ребенок выступает полноценным собеседником. В случае, когда речь ребенка развита слабо, мотивируя кроху к общению, можно воспользоваться, например, русской народной сказкой «Спор животных», в которой домашние животные рассуждают, что же вкуснее всего.

Гусь доказывает, что самая лучшая пища — червяк, собака — кость, корова выбирает хрустящую молодую травку…

Мальчику 12 лет и у него аутизм. Он построил из Lego Титаник

В конце сказки хозяйка фермы, на которой живут животные, решает разрешить спор, обращаясь к вашему малышу: что же он считает самым вкусным? Зная гастрономические пристрастия ребенка, первое время помогайте ему с ответом. Подобные сказки не просто стимулируют речь, они расширяют кругозор ребенка, показывая на наглядном примере, где живут домашние животные, как они выглядят, чем питаются и т. д. Наглядность больше способствует запоминанию, а включенность в процесс общения помогает создать диалог с ребенком.
В этом смысле учебные пособия, где на белом листе бумаги изображены различные животные, малоэффективны.

Для аутичного малыша очень важно помочь выстроить логическую цепочку. то есть показать предметы во взаимосвязи, одновременно обозначив их принадлежность и предназначение. Например, из последней сказки ребенок должен вынести следующую информацию: гусь, корова, утка, коза и собака — домашние животные, они живут в деревне у своей хозяйки. Гусь и утка — дают мясо и яйца, корова и коза — молоко, а собака охраняет двор.
Рассматривая животное на картинке, привлеките внимание малыша к каждой детали, используя знакомые ребенку прилагательные.

Например, расскажите, что поросенок толстенький, гладенький, розовый (сделайте паузу, дайте ребенку переварить услышанное); хвостик и ножки у него короткие (опять возьмите паузу), а ушки и глазки маленькие. Всегда интонируйте эпитеты голосом: «высо-о-кий» (голос раскатистый, звонкий), «боль-шо-ой» (голос низкий, произносится почти басом), «ма-аленький» (голос тонкий, тихий).
Проводя коррекционные занятия с аутичными детьми, как и с обычными детьми, нужно идти за ребенком, подходить гибко к построению каждого занятия. Нужно действовать поэтапно и помнить: занятие с аутичным ребенком -деликатное дело, которое требует ощутимых временных затрат.

Понравилась статья?
Не забудьте подписаться на обновления

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Содержание:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.
Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов (описание предметов). Фантазировать: где это пригодится и т. д.
Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.
Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и снова вернуться к волшебному сундучку.

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”. Содержание:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
«Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”».

Большие ноги (Задавая ритм, ходите и бегаете) :
Шли по дороге: (шагая широко, говорите низким голосом)
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Маленькие ножки (бег мелким шагом с произнесением текста)
Бежали по дорожке: (тонким голосом)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Можно проводить релаксационные игры. упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для аутичных детей.

Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись.
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Можно использовать с этой же целью и пальчиковые игры :

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали,покрутили,
Потянули, и открыли!

Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим другом в лес ходил.
С этим другом щи варил.
С этим другом кашу ел.
С этим другом песни пел.
С этим – в дудочку дудел.
Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

На поляне теремок (сложить ладошки вместе)
Дверь закрыта на замок (сложить ручки в замок)
Вокруг терема забор (пальчики веером в разные стороны)
Чтобы не забрался вор (погрозить указательным пальчиком)
«Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку)
Открывайте! (руки раздвинуть в стороны)
Я ваш друг!» (показать рукопожатие)

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Предлагаемые игры с красками.

На блюдечках смешиваем различные краски, затем на больших листах рисуем руками общую картину: «Морской мир», «Дерево» из отпечатанных ладошек, «Волшебный лес». Занимаемся «бодиартом» - рисуем друг на друге и на ведущих тоже.

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

Полезный интернет-ресурс с играми и занятиями для детей с аутизмом: www.autismwebsite.ru

Материал подготовлен педагогом-психологом
отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Фирстовой А.П.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-zanjatija-s-autichnym-rebenkom-5-let.html, http://mama-doctor.ru/zdorovie-detey/zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom.html, http://social-saratov.ru/need/volonter/144-gamesforautist

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения