Главная » Ребенку 6 лет

Анатомо физиологические особенности детей шестилетнего возраста


Главная | О нас | Обратная связь

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На протяжении младшего школьного возраста происходит дальнейшее физическое развитие ребенка, обеспечивающее его возможность систематического обучения в школе.

Рост и вес. В возрасте от 6 до 10 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см. в год. Средний рос шестилетних детей составляет лишь 1,22 м, к концу младшего школьного возраста он увеличивается в среднем до 1,45 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2 – 2,7 кг в год. За период от 6 до 10 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг. В 6 летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а в 9 – 10 лет девочки обгоняют мальчиков.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность и различие в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на 1-1,5, хотя это различие и не в календарном возрасте.

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается увеличение мозга – от 90% до 95% веса мозга взрослого человека. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда – непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых – необходимые внешние условия формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым, школьным требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

Костная система. Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белково-подобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый. Недоразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.

Осанка. Правильное – прямое положение тела требует постоянного напряжения мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Поэтому важна соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой – важнейшее условие нормального физического развития ребенка,его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности. Такие виды деятельности, как игра в баскетбол, занятие балетом, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц.

Различие правой и левой стороны (латеральность). Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, в первые школьные годы. большинство шестилеток различают у себя правую и левую стороны, но с трудом делают это по отношению к другим людям. Замечено, что дети, стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего поднимут левую. Но к 7 годам уже 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него ни смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95% детей. Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста

Виктория Бирюк
Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста.

Инструктор по ФК:

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0, 5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.

В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т. п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.

В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.

В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

развития движений и физических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.

В понятии «физическая готовность» входит состояние здоровья бедующего школьника, уровень его физических возможностей, крупной и мелкой моторики. Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач. Физически крепкие дети легче адаптируются к новым условиям, дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют к себе особого внимания, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. Поскольку обучение в школе потребуют от ребенка большой физической нагрузки, необходимо наблюдать и координировать двигательную активность бедующего школьника. Следует обращать внимание на следующее:

• Сколько времени в течение выходного дня ребенок находится в движении;

• Как много времени он затрачивает на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (рисование, лепка, плетение, работа с инструментами – ножницами, молотками и т. д.) ;

• Как много времени ребенок бегает, прыгает, лазает и т. д. включая в работу крупные группы мышц;

• Какие игры предпочитает: подвижные, малоподвижные, «сидячие».

Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности на этапе предшкольной подготовки?

Заботится о повышении защитных сил организма и для этого:

-приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными, спортивными играми (игры в мяч, волейбол и т. д.)

-тренировать мышцы пальцев рук;

-проводить контрастное обливание ног, отирание полотенцем, смоченным водой комнатной температуры.

Обращать внимание на осанку ребенка (когда он стоит, сидит, ходит, бегает). Приучать правильно сидеть за письменным столом: спина ребенка должна касаться спинки стула, предплечье свободно должно лежать на столе; для ног приобрести подставку.

Своевременно обе5спечивать прохождения медицинского обследования: делать необходимые профилактические прививки и пр. ; избегать очагов инфекции.

Создавать условия для обеспечения- в игровом уголке ребенка должен быть спортивный инвентарь.

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах.

Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как еще слабо выражены координационные способности. Это в определенной мере относится к 8-9-летним мальчикам и девочкам.

В шестилетнем возрасте у большинства детей, по сравнению с их предшественниками, происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма. К этому возрасту ребенок заметно вырастает, увеличивается масса его тела, более координированными становятся движения. К 6 годам происходит и перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, такие как восприятие и мышление, что и позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе. В более стабильное соотношение приходят процессы возбуждения и торможения, значительной устойчивостью характеризуется произвольное внимание. У детей-семилеток эти функции еще более стабилизируются. Резкий звуковой сигнал свистком часто вызывает у детей 6-7 лет торможение, а не быстроту реакции.

Сердечнососудистая система развита слабо: нормальная частота сердечных сокращений (90-100 уд/мин) в минуту, а после физической нагрузки нередко достигает 200 уд/мин. Занятия физкультурой, в частности играми, уже в конце первого года обучения снижают в сторону нормального уровня эту разницу в показателях работы сердца. Это свидетельствует о том, что дети 1-х классов школы сравнительно быстро адаптируются к занятиям играми и физкультурой в целом.

Мускулатура у детей 6-7 лет еще слаба развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки.

У детей с шестилетнего возраста в ходе движений значительно повышается потребление кислорода и в дальнейшем показатели аэробных возможностей у них растут до 10-12 лет, что в значительной мере зависит от подвижности ребенка.

Дети 1-2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность у них снижается и делает их менее активными. Учитывая эту особенность детей младшего школьного возраста, следует рекомендовать им подвижные игры, в которых цель не должна быть слишком трудной и для достижения которого не требуется продолжительного времени.

У шестилеток наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6-7 лет отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена, слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки.

Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость: так как аэробная и мышечная системы недостаточно развиты. Силовые игры рекомендуется давать детям не ранее чем в 3-м классе, то есть учащимся 8-9 лет; причем силовые движения должны быть кратковременными с поочередным отдыхом.

Однако надо отметить, что после краткой сильной нагрузки организм быстро восстанавливается. Это объясняется тем, что при мощной нагрузке у младших школьников не происходит накопления в крови молочной кислоты (как у старших). Благодаря этому энергетические ресурсы младших школьников, потраченные во время работы, восстанавливаются довольно быстро.

Отсюда необходимо чередовать игры с большой подвижностью с малоподвижными и давать игры с воздействием на разные группы мышц.

При этом надо учесть, что развитие опорно-двигательного аппарата, суставно-связочного аппарата и скелетной мускулатуры у детей младшего школьного возраста далеко не завершено.

В этот период дети очень чувствительны к воздействию деформирующих факторов, особенно позвоночного столба. Не желательны в играх 6-7-летних детей чрезмерные вращения или перегибания головы, так как это может привести к тяжелым повреждениям шейных позвонков. Не рекомендуются для них игры с кувырками и игры, требующие силового напряжения позвоночного столба (разновидности перетягивания). Такие игры возможны с детьми, начиная с 9-летнего возраста.


Новое в образовании:

Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя.

Особенности создания рисунка графическими материалами
Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всего процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования.

Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац.

Меню сайта

Источники: http://megaobuchalka.ru/8/32560.html, http://www.maam.ru/detskijsad/anatomo-fiziologicheskie-osobenosti-razvitija-detei-starshego-vozrasta.html, http://www.powereducator.ru/cedus-80-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения