Главная » Ребенку 7 лет

Чистоговорки для детей 6 7 лет

Чистоговорки для детей

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру Надуй самый большой пузырь или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

1. Нашей Маше дали мало каши.

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
да-да-да - в огороде лебеда ,
ду-ду-ду - растут яблоки в саду ,
ша-ша-ша - принесли домой ерша
ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту
жа-жа-жа - есть иголки у ежа
чи-чи-чи - прилетели к нам грачи
жу-жу-жу - я на солнышке лежу . и так далее.

Коллекция русских скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.
  • Сеня в сени сено вез.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Восьмой кол вбили в частокол.
  • Топали да топали, дотопали до тополя.
  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  • В один, Клим, клин колоти.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Ежу на ужин жук нужен.
  • У ужа ужата, у ежа - ежата.
  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
  • По двору, по подворью в добром здоровье.
  • У нас на подворье погода размокропогодилась.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.
  • Летят пичужки через три пустые избушки.
  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  • На кочке квочка, квочка на кочке.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Читаем и учим Считалки и Считалочки для детей . Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.

Развитие речи. Чистоговорки.

Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

[АРЬ]
АРЬ-АРЬ-АРЬ
На стене висит фонарь

[БА]
БА-БА-БА! БА-БА-БА!
У верблюда два. горба

[БЕ]
БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ!
Объявленье на. столбе

[БЫ]
БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ!
Самбо – это вид. борьбы

БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ!
В лес с корзиной по. грибы

[ГА]
ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА!
Форма радуги –. дуга

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА!
У козла на лбу. рога

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА!
Есть у речки. берега

ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА!
В ступе – бабушка. Яга

[ГИ]
ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ!
Чертят циркулем. круги

[ДА]
ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА
В доме кончилась вода

[ЖА]
ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА!
В нашем торте три. коржа

ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА!
Низкий дом в два. этажа

[ЖЕ]
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ!
Спят машины в. гараже

[ЖИ]
ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ!
В прорубь прыгают. моржи

ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ!
Змеи добрые –. ужи

ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ!
Затупились все. ножи

[ЖУ]
ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ!
Я от холода. дрожу

ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ!
Волк не страшен лишь. ежу

[ЗА]
ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА
На лугу стоит коза

[ЛА]
ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА!
Есть у птицы два. крыла

ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА!
Подметать нужна. метла

ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА!
Над цветком жужжит. пчела

ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА!
Нам забили два. гола

[ЛО]
ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО!
Едем к бабушке в. село


ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО!
В телефон кричим. «алло!»

ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО!
Снег прошел, вокруг. бело

ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО!
В шубе мне всегда. тепло

[ЛУ]
ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ!
Кто наказан, тот в. углу

ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ!
Пальцы белые в. мелу

ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ!
Нитку вдели мы в. иглу

[ЛЫ]
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ!
В небесах парят. орлы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ!
Шваброй мыли мы. полы

[РА]
РА-РА-РА! РА-РА-РА!
День вчерашний звать. вчера

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Мышкин домик звать. нора

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Кожа дерева –. кора

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Словно в Африке. жара

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Дым поднялся от. костра

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Стук в лесу от. топора

РА-РА-РА! РА-РА-РА!
Детям спички – не. игра

[РО]
РО-РО-РО! РО-РО-РО!
У меня в руке ведро

РО-РО-РО! РО-РО-РО!
У ореха есть. ядро

РО-РО-РО! РО-РО-РО!
Эскалатор есть в. метро


РО-РО-РО! РО-РО-РО!
У Мальвины друг –. Пьеро

РО-РО-РО! РО-РО-РО!
Потерял павлин. перо

[РУ]
РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ!
Сосны стройные в. бору

РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ!
Флаги вьются на. ветру

РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ!
Скачет с сумкой. кенгуру

[РЫ]
РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ!
Рубят бревна. топоры

РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ!
Надуваем мы. шары

РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ!
Шприц в руках у мед. сестры

[ЦА]
ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два. конца

ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два. кольца

ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА!
Птица вывела. птенца

[ЦЫ]
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ!
Солим в бочках. огурцы

[ЧА]
ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА!
Птицы нет черней. грача

ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА!
Строим дом из. кирпича

[ЧИ]
ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ!
Отопрут замки. ключи

ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ!
Полотно соткут. ткачи

ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ!
В трубы дуют. трубачи

[ЧУ]
ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ!
Болит зуб – иди к. врачу

ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ!
Свет потух – возьми. свечу

ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ!
Футболист бьет по. мячу

[ША]
ША-ША-ША! ША-ША-ША!
С ложки свесилась. лапша

ША-ША-ША! ША-ША-ША!
Спеленали. малыша

ША-ША-ША! ША-ША-ША!
Нет в кармане ни. гроша

ША-ША-ША! ША-ША-ША!
Точим нос. карандаша

[ЩА]
ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА!
Стебель вьется у. плюща

[ЩИ]
ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ!
В дождь наденем мы. плащи

ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ!
Борщ без свеклы – это. щи

Источники: http://sad-kalinka.ru/vsjo-obo-vsjom/119-chistogovorki-dlja-detej.html, http://www.razvitierebenka.com/2011/09/blog-post_30.html, http://www.fun4child.ru/105-razvitie-rechi.-chistogovorki..html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения